Вашингтон не понимает масштаба ядерной деятельности Ирана — WSJ
США беспокоятся о секретной ядерной деятельности Ирана, но продолжают переговоры, пишет 27 апреля американская газета The Wall Street Journal.
Переговоры в Вене по возрождению иранской ядерной сделки 2015 года приостановились в прошлом месяце, и пока неясно, возобновятся они или официально завершатся. Малозаметная строка в отчете Госдепартамента, опубликованном на прошлой неделе, дает веские основания для завершения переговоров.
“Соединенные Штаты пришли к выводу, что серьезные опасения остаются нерешенными в отношении возможных незадекларированных ядерных материалов и деятельности в Иране», — говорится в ежегодном докладе государства о соблюдении соглашений о контроле над вооружениями и нераспространении. В документе отмечается, что Исламская Республика не в полной мере сотрудничает с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), которое пытается расследовать возможную секретную ядерную деятельность на четырех объектах по всей стране.
Но отказ Ирана сотрудничать с МАГАТЭ по подозрительным объектам — лучший сигнал о том, что возобновление сделки является ошибочным. Как США могут вести переговоры о возвращении к ядерной сделке, если они не могут проверить всю ядерную деятельность Ирана?
МАГАТЭ пытается разрешить свои разногласия с Тегераном, но даже если это и произойдет, долгая история ядерного обмана страны предсказывает будущее. Иран блокировал инспекции на военных объектах, даже когда все еще придерживался соглашения 2015 года.
В докладе Госдепартамента также делается вывод о том, что, хотя “Иран в настоящее время не занимается ключевой деятельностью, связанной с проектированием и разработкой ядерного оружия», он продолжает “расширять свою деятельность по обогащению урана и запасы обогащенного урана, ключевые факторы в количестве времени, которое потребуется для производства достаточного количества расщепляющегося материала для производства ядерного оружия».
Другими словами, Вашингтон не знает масштабов ядерной деятельности Ирана, но знает достаточно, чтобы думать, что Тегеран не создает оружия — по крайней мере, пока.
Западные чиновники начали говорить в декабре, что возрождение сделки 2015 года станет бессмысленным в течение «недель» на фоне иранских ядерных достижений. Недели приходили и уходили. Есть много причин для того, чтобы Белый дом отказался от переговоров с Ираном, но отсутствие возможности проверки стоит во главе списка.
Четыре года назад Дональд Трамп вышел из соглашения 2015 года, которое предоставляло Тегерану миллиарды долларов в качестве смягчения санкций за временные ограничения ядерной деятельности, и провел санкционную кампанию «максимального давления». Президент Байден смягчил некоторые санкции и пообещал еще большее облегчение. Однако сейчас переговоры, как сообщается, зашли в тупик.
Пункт по которому обе стороны не могут договориться касается того, исключат ли США из списка террористических организаций Корпус стражей исламской революции.