logo
Новость
  1. Социальная война
  2. Возвращение советских учебников в школы
/ Москва

Эксперт: учебники 50-х годов вывели нашу страну на передовые позиции

Школьные учебники 50-х годов вывели нашу школу на передовые позиции, нашу страну — в космос, РВС переиздает их адаптированные версии, чтобы они продолжили служить России и детям нашей страны, заявила эксперт РВС, педагог, Ольга Юрченко 13 сентября на пресс-конференции «Возвращение к истокам: классическая отечественная методика как ключевой фактор возрождения образования», передает ИА Красная Весна.

Ольга Юрченко представила три учебника для первого класса, переизданных РВС: «Родная речь» авторства Евгении Егоровны Соловьёвой, Людмилы Африкановны Карпинской и Нины Николаевны Щепетовой, «Рисование» авторства Николая Николаевича Ростовцева и «Родная песня» авторства Евгения Петровича Балахонова, Ольги Васильевны Солониковой и Надежды Михайловны Шереметьевой.

Говоря об адаптации учебников, Юрченко отметила, что авторский коллектив РВС соблюдал единую концепцию и крайне бережно подходил к изменениям текстов, максимально сохраняя содержание оригинала и изменяя только тексты, носящие ярко выраженный идеологический характер, или тексты, где предполагалось описание окружающего мира, современного ребенку.

С помощью страниц учебников педагог продемонстрировала, что рабочая группа опиралась и на другие пособия и сборники текстов, составленные авторами оригинальных учебников, а также на принцип замены текстов по календарному и тематическому принципу с учетом психофизиологических особенностей детей.

Эксперт проиллюстрировала, как в учебниках музыки, рисования и чтения построена связь времен между дореволюционной, советской и современной Россией, а затем наглядно показала общие принципы, лежащие в основе методики преподавания всех курсов, к которым были переизданы учебники.

Среди них Юрченко назвала использование всеми авторами в переработанном виде классических методик, прежде всего дидактики Ушинского; опору на классические, фольклорные и авторские тексты, художественные и музыкальные произведения (и отсутствие во всех учебниках «сомнительных» и одиозных произведений).

Помимо этого, эксперт указала на то, что все учебники следуют дидактическим принципам доступности, наглядности, природо- и культуросообразности, опираются на возрастные особенности детей и на обучение всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и начального уровня (что предполагает гибкость методики).

Отдельно Юрченко остановилась на принципе наглядности, который используется для изучения и описания реального и близкого для ребенка мира при отсутствии схоластики и формализма в обучении.

В заключение педагог сделала краткий обзор методических особенностей, специфичных для курса чтения, рисования и музыки, и показала, как они связаны между собой и с другими предметами начальной школы.

Завершая свое выступление, эксперт подчеркнула единую концептуальную целостность линейки учебников, которая заключается в следовании классической советской и досоветской традиции воспитывающего обучения, систематическом расположении учебного материала, использовании комплексных методов обучения и взаимосвязи всех предметов начального обучения.

Напомним, 13 сентября на пресс-конференции в ИА REGNUM прошла презентация линейки советских учебников 1950-х гг. для первых-вторых классов начальной школы, адаптированных и переизданных специалистами РВС. Начало выпуску лучших советских учебников было положено в 2016 году переработкой и издательством «Арифметики» для 1-го класса на основе классического советского учебника авторов А. С. Пчёлко и Г. Б. Поляка.