Телескоп Джеймса Уэбба помог ученым понять, как создаются планетные системы

Изображение: (cc0) NASA
Протопланетный диск в туманности Ориона

Изучение «колыбели звезд» — туманности Ориона, с помощью космического телескопа Джеймса Уэбба помогло международной исследовательской группе выявить решающую роль массивных звезд в формировании зарождающихся планетных систем, 29 февраля пишет пресс-служба Национального центра научных исследований (CNRS) Франции.

Инфракрасный космический телескоп Джеймса Уэбба позволил астрономам заглянуть сквозь пылевые облака и с беспрецедентной четкостью разглядеть далекие небесные тела в туманности Ориона, расположенной в 1400 световых годах от Земли.

Наблюдение за зарождающейся планетной системой в туманности Ориона под номером d203-506, возраст которой составляет не более миллиона лет, помогло ученым CNRS заметить, что именно интенсивное облучение массивной звезды не позволило этой планетной системе сформировать такую планету, как Юпитер.

Массивными звездами астрономы называют такие, которые примерно в 10 раз массивнее Солнца, но в первую очередь в 100 000 раз ярче. Их очень мощное ультрафиолетовое (УФ) излучение, обрушиваясь на протопланетное вещество в формирующейся планетной системе, может в зависимости от массы ее звезды и способствовать образованию планет, и уничтожать, рассеивая вещество за счет нагрева и ионизации.

Астрофизики количественно оценили скорость потери массы, вызванную УФ-облучением в d203-506, и обнаружили, что она достаточна для того, чтобы удалить протопланетный газ из ее диска менее чем за миллион лет и повлиять на формирование гигантских планет в системе.

Результаты исследования d203-506, проведенные в рамках международного проекта «PDRs4All», были представлены в статье «Поток фотоиспарения, управляемый дальним ультрафиолетовым излучением, наблюдаемый в протопланетном диске», опубликованной 1 марта в журнале Science.

В ней авторы по изученным результатам наблюдения космического телескопа обосновывают основную роль массивных звезд в формировании планетных систем, что открывает путь к новому пониманию генезиса планет.