Чиновники меняют цели цифровизации в образовании под дистанционку — эксперт

Изображение: Варвара Раджабова © ИА Красная Весна
Дистанционное обучение в школах
Дистанционное обучение в школах

Цели создания проекта цифровой образовательной среды подгоняются под организацию дистанционного образования. Об этом 27 августа сообщил зампредседателя пермского регионального отделения «РВС» Сергей Вилисов на конференции «Дистанционное образование: непростые выводы массового социологического опроса граждан», передает корреспондент ИА Красная Весна.

Конференция проходит в городе Уфа. Эксперт, выступая с докладом «Цифровая образовательная среда. Что мы о ней знаем?», указал на разность формулировок целей развития цифрового образования в России в динамике.

«В 2019 году министерство просвещения утвердило „Целевую модель Цифровой образовательной среды“. В 2020-м правительством был подготовлен новый проект постановления „О проведении в России в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению модели цифровой образовательной среды“, тот самый, который взбудоражил общественность. В рамках этого проекта также дается описание „Целевой модели ЦОС“. Постановление не было принято, однако, на мой взгляд, этот документ является концептуальным описанием того, как российские власти видят развитие отечественного образования, и именно его следует рассматривать», — пояснил Вилисов.

Если в версии 2019 года целью ЦОС было «обеспечение предоставления равного доступа к информационным системам и ресурсам платформы ЦОС участникам отношений в системе образования», обратил внимание докладчик, то в версии 2020 года формулировку поменяли. Теперь «целью создания ЦОС является обеспечение равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления обучающимся и педагогическим работникам доступа к платформе ЦОС, формирования в образовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации универсальных способов организации цифрового образовательного пространства с использованием контента и образовательных сервисов», процитировал Вилисов инициаторов внедрения цифровизации в образовании.

Всего лишь за год, констатировал докладчик, цифровая образовательная среда превратилась из вспомогательного средства в способ обеспечения равных условий качественного образования всех российских детей. Логика авторов, отметил Вилисов, создать базу цифрового образовательного контента и подключить всех к высокоскоростному интернету, после этого якобы уравняется уровень образования в глубинке и в крупных городах, а также будет решена проблема дефицита кадров на селе.

«Уверен, что после проведения эксперимента, чиновники отчитаются, что цели (внедрения цифровых технологий в систему образования) были достигнуты», — заявил преподаватель.

Докладчик подытожил свое выступление, выделив главное. В итоге, считает Вилисов, дистанционное образование уже давно узаконено, цифровизация не связана с мерами по противодействию коронавирусной инфекции, общество мало осведомлено о цифровизации, власть не желает в достаточной мере обсуждать реформы образования с обществом, и что ЦОС породит проблему тотального контроля и сегрегацию в обществе.