Читая романы Достоевского, мы учимся отличать добро от зла. Мнение
Когда мы следуем за героями Достоевского на страницах его романов, мы вслед за ними учимся различать добро и зло, добродетель и грех, говорится в статье Алексея Санникова «Любить и владеть. Как Достоевский предупредил психоанализ», опубликованной в газете «Суть Времени».
Достоевский, отмечает автор, постоянно помещает своих героев в ситуацию предельного, болезненного выбора, доводя, перефразируя словами героя «Записок из подполья» «до крайности то, что в окружающем мире часто не доходит и до половины». Однако это позволяет читателю, благодаря чтению романов, обратить свой внутренний взор на собственную душу.
«Человек Достоевского не добр и не зол, но в нем одновременно есть и добро, и зло. И мучительный выбор между добром и злом, позволяющий человеку отвечать самому себе на самые предельные вопросы, — это новый гуманизм, который и предлагает читателю Достоевский».
При этом, замечает автор статьи, такой выбор должен быть свободным, не навязанным извне. Лишь такой выбор, по мнению Достоевского, утверждает Санников, «способен сдвинуть человека из стазиса, в котором он пребывает как объект чужих страстей и поступков, в область обретения субъектности».
«Наиболее яркого художественного воплощения эта идея достигнет в легенде о Великом инквизиторе в „Братьях Карамазовых“. „Свобода их веры Тебе была дороже всего“, — говорит Христу старик-инквизитор».
Читайте полностью: Любить и владеть. Как Достоевский предупредил психоанализ