Читая романы Достоевского, мы учимся отличать добро от зла. Мнение

Хуан де Фландес. Искушение Христа. 1500
Хуан де Фландес. Искушение Христа. 1500

Когда мы следуем за героями Достоевского на страницах его романов, мы вслед за ними учимся различать добро и зло, добродетель и грех, говорится в статье Алексея Санникова «Любить и владеть. Как Достоевский предупредил психоанализ», опубликованной в газете «Суть Времени».

Достоевский, отмечает автор, постоянно помещает своих героев в ситуацию предельного, болезненного выбора, доводя, перефразируя словами героя «Записок из подполья» «до крайности то, что в окружающем мире часто не доходит и до половины». Однако это позволяет читателю, благодаря чтению романов, обратить свой внутренний взор на собственную душу.

«Человек Достоевского не добр и не зол, но в нем одновременно есть и добро, и зло. И мучительный выбор между добром и злом, позволяющий человеку отвечать самому себе на самые предельные вопросы, — это новый гуманизм, который и предлагает читателю Достоевский».

При этом, замечает автор статьи, такой выбор должен быть свободным, не навязанным извне. Лишь такой выбор, по мнению Достоевского, утверждает Санников, «способен сдвинуть человека из стазиса, в котором он пребывает как объект чужих страстей и поступков, в область обретения субъектности».

«Наиболее яркого художественного воплощения эта идея достигнет в легенде о Великом инквизиторе в „Братьях Карамазовых“. „Свобода их веры Тебе была дороже всего“, — говорит Христу старик-инквизитор».

Читайте полностью: Любить и владеть. Как Достоевский предупредил психоанализ