В Курганской области вместо ювенальной юстиции занялись сбережением семьи
Новый подход значительно сократил число случаев отобрания детей из семей органами опеки и попечительства в Курганской области, 18 марта сообщила начальник регионального отдела опеки Ирина Мельникова, отвечая на вопросы корреспондента ИА Красная Весна.
Она подтвердила, что в Курганской области резко снизилось число отобраний несовершеннолетних из семей: со 112 в 2021 году до 39 — в 2022-м.
Это связано с тем, что изменился сам подход к отобранию детей из семей.
«Работа сейчас направлена на сохранение кровной семьи. Отобрание является крайней мерой, поэтому перед органами системы профилактики поставлена задача организовать межведомственную работу так, чтобы помочь семьям решить проблемы, ставшие причиной их неблагополучия», — рассказала Мельникова.
По ее словам, еще в 2017-м году создана комиссия по профилактике возвратов и отобраний, на заседаниях которой совместно с муниципальными органами опеки и центрами социального обслуживания населения, обсуждался уже свершившийся факт отобрания ребенка или возврата из замещающей семьи: «делали работу над ошибками», чтобы в будущем их не допускать.
«Это хорошо, но к сожалению эта работа не предотвратит сложившуюся ситуацию», — уточнила начальник региональной опеки.
С целью оказания помощи муниципальным органам Главным управлением социальной защиты населения внедрена технология «Работа со случаем», в формате совещания по видеоконференцсвязи.
«Мы(региональные органы — прим. ИА Красная Весна), совместно с муниципальными органами системы профилактики обсуждаем причины возникновения трудной жизненной ситуации в каждой конкретной семье и ищем пути их устранения — каким образом каждый орган системы профилактики может этой семье помочь, чтобы семья сохранилась, чтобы ребенок не оказался в детском доме», — пояснила Ирина Мельникова.
На вопрос о ситуации с отобраниями в других регионах она также сообщила, что обстановка с количеством отобраний разная, но в целом «государственная политика сегодня направлена на сохранение семьи, чтобы как можно меньше было сирот, в первую очередь социальных — сирот при живых родителях».
На вопрос, сколько детей состоит в Курганской области на учете как находящиеся в социально опасном положении, глава опеки ответила, что «около трех тысяч», но точную цифру называть не стала, поскольку эти цифры ежедневно меняются.
Снижение числа отобраний можно только приветствовать. Всего 39 случаев для области с населением более 750 тыс. человек — это действительно немного, и можно говорить о единичности отобраний.
То есть можно сказать, что администрация Курганской области во многом следует курсу на устранение принципов ювенальной юстиции из политики госудаства, за что неоднократно выступал президент России Владимир Путин.
Впрочем, иногда бывает так, что семьи, находящиеся на учете у опеки и социальных организаций, жалуются на слишком дотошный присмотр со стороны госучреждений, граничащий со вторжением в частную жизнь.
Поэтому здесь сохраняется обширное поле работы как для власти, которая должна осуществлять тонкую настройку своего административного аппарата в интересах семьи, так и для общества, которое должно следить за работой властных учреждений.