Коронавирус так мутировать не может. Военный микробиолог дал оценку

Гюстав Доре. Энигма (загадка). 1871
Гюстав Доре. Энигма (загадка). 1871

Количество мутаций коронавируса является невозможным для нормальных эволюционных обстоятельств, заявил военный микробиолог, полковник медицинской службы в отставке Михаил Супотницкий в интервью ИА Красная Весна.

«Мутаций оказалось слишком много, чтобы накопиться при нормальных эволюционных обстоятельствах», — прокомментировал Супотницкий результаты исследований изменений коронавируса в организмах иммунодефицитных больных.

Он объяснил, что в организме иммунодефицитных больных (рак, лейкоз и др.) в отсутствие селективного давления со стороны иммунной системы, создаются условия для размножения мутантов. Появились отдельные штаммы, имеющие сочетание редких и невозможных в иных условиях мутаций.

«Один за другим стали появляться и стремительно захватывать страны и континенты новые варианты вируса: в Великобритании (B.1.1.7), Южной Африке (B.1.351), Бразилии (P.1), Индии (B.1.617) — это линии SARS-CoV-2, с более высокой эффективностью передачи. Они и вызвали вторую волну эпидемии», — добавил он.

На то, что среди хронических больных происходит формирование новых штаммов SARS-CoV-2 в июне 2020 г. первым обратил внимание Равиндра Гупта (Ravindra Gupta), вирусолог из Кембриджского университета, узнав о больном раком, который месяц назад поступил в местную больницу с COVID-19 и все еще выделял вирус.

Пациент проходил лечение от рецидива лимфомы, и ему давали ритуксимаб, препарат, разрушающий В-клетки, вырабатывающие антитела. Из-за иммуносупрессивной терапии ему было трудно избавиться от инфекции SARS-CoV-2. Гупта, изучающий механизмы возникновения устойчивости к лекарствам от ВИЧ, заинтересовался этим случаем и помог лечить пациента, но тот умер в августе того же года, через 101 сутки после постановки диагноза COVID-19, несмотря на то, что ему давали противовирусный препарат ремдесивир и провели два цикла терапии плазмой выздоровевших пациентов, содержащей антитела против коронавируса.

Гупта изучил последовательности генома коронавируса, заразившего пациента, и обнаружил, что заражающий штамм SARS-CoV-2, отнесенный к линии 20B, и несущий вариант шипа с опасной мутацией D614G, придающей вирусу более высокую эффективность передачи, приобрел еще несколько мутаций, помогавших вирусу ускользать от специфических антител.

«В связи с этими находками были предприняты попытки проследить появление весьма опасной линии B.1.1.7, вызвавшей ужесточение мер контроля над коронавирусом сначала в Великобритании, затем в других странах Европы. Вирус привлек внимание ученых, поскольку был обнаружен во время вспышки COVID-19 в графстве Кент в Англии, развивавшейся быстрее, чем обычно. Анализ его генома показал, что он накопил множество мутаций, приведших к 17 изменениям в аминокислотах белков вируса, восемь из которых — в критически важном спайковом белке», — отметил Супотницкий.

Читайте также: Гладко было на бумаге… Почему вакцины сделали неэффективными