Ученые нашли новое предназначение древнего британского «Сихенджа»

Изображение: (сс) JvL
Сихендж (на временной выставке «Мир Стоунхенджа» в Британском музее
Сихендж (на временной выставке «Мир Стоунхенджа» в Британском музее

Археологический памятник «Сихендж» в английском графстве Норфолк был создан в период сильного ухудшения климата в конце третьего тысячелетия до нашей эры. К такому выводу пришли ученые в новом исследовании, пишет 30 мая Phys.org.

Сихендж, обнаруженный в 1998 году на английском побережье в Норфолке, представляет собой круг, состоящий из массивного перевернутого пня, окруженного 55 плотно пригнанными дубовыми столбами. По оценкам специалистов, он был построен в 2049 году до нашей эры.

Скорее всего, первоначально он был расположен в районе, защищенном от моря песчаными дюнами и илистыми равнинами. На этом заболоченном участке образовался слой торфа, который постепенно покрыл бревна, защищая их от гниения.

Рядом был обнаружен еще один «Сихендж», датируемый тем же годом, в центре которого уложены два дубовых бревна.

В процессе исследования ученые изучили археологические памятники, климатические и экологические данные, астрономические и биологические свидетельства, региональный фольклор и топонимику.

Ранее высказывались предположения, что эти сооружения использовались в погребальной практике. Умерших помещали на перевернутый пень, где их клевали птицы-падальщики. Эта практика предполагает веру в продолжение существования духа после физического разложения тела, когда останки поедаются хищными птицами.

Доктор Дэвид Нэнс из Абердинского университета выдвинул альтернативное объяснение, предположив, что «Сихендж» и прилегающий к нему деревянный круг были построены в очень холодный климатический период для проведения ритуалов, направленных на продление лета и возвращение более теплой погоды.

«Мы знаем, что период, в который они были построены 4000 лет назад, был длительным периодом понижения атмосферных температур, суровых зим и поздней весны, повергавших эти ранние прибрежные общества в стрессовую ситуацию, — сказал Нэнс. — Наиболее вероятно, что у этих памятников было общее назначение — покончить с этой угрозой существованию, но у них были разные функции».

Он указал на то, что «Сихендж» ориентирован на восход солнца в день летнего солнцестояния, и предположил, что его функция заключалась в том, чтобы имитировать «загон», описанный в фольклоре, для неоперившейся кукушки с намерением заставить птицу там петь и тем самым продлить лето.

«День летнего солнцестояния был датой, когда, согласно фольклору, кукушка, символизирующая плодородие, традиционно прекращала петь, возвращалась в Потусторонний мир, а вместе с ней уходило лето, — сказал доктор Нэнс. — Форма памятника, по-видимому, имитирует два предполагаемых зимних жилища кукушки, упоминаемых в фольклоре: дуплистое дерево или „беседки потустороннего мира“, представленные перевернутым дубовым пнем в центре».

Этот ритуал упоминается в «мифе о запертых кукушках», где неоперившуюся кукушку сажали в терновый куст и «замуровывали» там птицу, чтобы продлить лето, но она всегда улетала, отметил ученый.

Что касается «Сихенджа II», то Нэнс ссылается на легенды о «священных королях», описанных в мифах Ирландии и Северной Британии железного века, которых приносили в жертву, если на общину обрушивалось несчастье, в попытке умилостивить богиню Венеру и восстановить гармонию.

«Есть данные, свидетельствующие о том, что их ритуально приносили в жертву каждые восемь лет в Самайне (ныне Хэллоуин), совпадающем с восьмилетним циклом Венеры, — сказал он. — Приспособления в „Синхендже II“, которые, как предполагалось, должны были удерживать гроб, ориентированы на восход солнца в Самайне в 2049 году, когда Венера еще была видна».

Доктор Нэнс пришел к выводу, что оба памятника имеют разные функции и связанные с ними ритуалы, но имеют общую цель: положить конец суровым холодам.