В СевГУ разработали высокоточную систему управления судном

Изображение: aoosk.ru

Работу, посвященную созданию системы высокоточного локального позиционирования для организации автоматического, безэкипажного хождения судов по заданному фарватеру и их автоматического причаливания, разработали в Севастопольском госуниверситете (СевГУ), 18 января сообщает пресс-служба вуза.

Руководитель проекта, профессор кафедры «Электронная техника» СевГУ Игорь Широков пояснил, что принципиальное отличие их разработки от существующих систем навигации — это высокая точность устройства.

Широков рассказал о решаемой ими в рамках проекта задаче: проблема навигации судов состоит в том, что точность стандартных спутниковых навигационных систем такова, что с ее помощью можно определить, в какой точке земного шара находится судно и куда оно движется, но она совершенно не годится для того, чтобы осуществить проход в сложном фарватере.

Там «точность должна измеряться не десятками метров, а десятками сантиметров или даже миллиметров, то есть должна быть на два-три порядка выше, иначе невозможно осуществить высокоточную стыковку судна с причальной стенкой, пройти с точностью до миллиметра по фарватеру. Ярким примером может служить недавняя авария в Суэцком канале», — напомнил ученый.

Разработке системы предшествовали научные исследования в области построения фазовых радиотехнических систем. Как пояснил руководитель проекта, это малораспространенная технология, так как высока ее сложность в выделении и получении информации. Большинство исследователей идет по пути использования аналоговых сигналов, однако при этом теряет точность.

«Продвигаемый мной гомодинный метод преобразования сигналов позволяет построить фазовую радиотехническую систему, что открывает путь для использования относительно простого оборудования с высокими метрологическими характеристиками. Это и есть ноу-хау, которое выгодно отличает разрабатываемые нами системы от всех существующих аналогов», — уточнил Широков.

Поясним, при гомодинном методе приема телеграфных и телефонных сигналов, передаваемых по радио или по проволоке (высокой частотой), процесс детектирования принятых токов высокой частоты совершается с помощью наложения колебаний токов от местного гетеродина с частотой, точно совпадающей с несущей частотой сигнала.

Руководитель проекта заявил, что таких систем в мире еще не существует, хотя есть аналоги. Его отличительной особенностью является то, что обслуживание нескольких судов одновременно может один комплект оборудования. Стоящее на берегу оборудование будет работать сразу со всеми судами, находящимися в зоне радиовидимости. Ее радиус составляет 2–3 километра. При этом оборудование, стоящее на судне, видит и работает сразу со всеми транспондерами (приемо-передающими устройствами).

В настоящее время ученые работают над увеличением энергетики и повышением дальности сигнала.