В Узбекистане опять внесут изменения в национальный алфавит
Изменения в узбекский алфавит на основе латинской графики внесет президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, сообщает 16 марта Портал обсуждения проектов нормативно-правовых актов Узбекистана.
На портале размещен проект указа президента, согласно которому утверждается новый состав алфавита. В новом алфавите введены новые знаки ş, ç, ğ, ŏ. Также введен в состав алфавита апостроф, вместо кириллического твердого знака, и буквосочетание ng.
Тем самым алфавит приближен к турецком алфавиту. Всего теперь в узбекском алфавите 28 символов и апостроф.
Напомним, алфавит на основе латинской графики был принят в Узбекистане в 1992 году после стамбульской конференции. За период независимости Узбекистана национальный алфавит на основе латинской графики претерпевал несколько изменений.
На сегодняшний момент в республике наравне используются как алфавит на основе кириллицы, так и алфавит на основе латиницы, однако с 1 января 2023 года государственные учреждения будут обязаны использовать только латинский алфавит.
Само введение латинского алфавита было осуществлено с чисто политическими целями, и не ведет ни к какой культурно-прогрессивной цели. Эксперты, наоборот, в один голос утверждают, что введение латинской графики отрезает молодое поколение от огромного культурного и исторического багажа, накопленного за время государственного существования Узбекистана в составе СССР.
Также возникает ситуация, когда старшее поколение, получившее образование в советское время и пользующееся кириллическим алфавитом, и младшее поколение, пользующееся латинским алфавитом, не понимают друг друга, так как читают и пишут на разных алфавитах.
Постоянные изменения латинского алфавита, появление новых правил правописания также вносят свой раскол уже в молодое поколение, которое по факту пользуется несколькими латинскими алфавитами, что не способствует общему росту грамотности населения.
Таким образом, введение латинской графики, которое преследует цель выключения Узбекистана из культурного пространства России и включение в культурное пространство Турции, пока что осуществлено только наполовину.