1. За рубежом: реальный мир
  2. Археологические находки
Токио, / ИА Красная Весна

Ученые поработали орудиями каменного века и узнали, как они использовались

Изображение: (cc0) National park service, USA
Разнообразные каменные орудия

Копии орудий каменного века создали и использовали в экспериментах, чтобы понять, какие следы на грани этих инструментов оставляют различные операции с их использованием, исследователи из Токийского столичного университета (TMU), 17 февраля об этом сообщил сайт новостей науки EurekAlert со ссылкой на пресс-службу TMU.

Ученые обнаружили, что по сочетанию макроскопических и микроскопических следов, остающихся на лезвиях каменных орудий, можно установить, для каких целей использовались острые края камня.

Эти следы помогают определить, какие из инструментов использовались для рубки леса. Датируя каменные орудия с соответствующими отметинами на остром крае, можно определить, когда древние люди начали использовать древесину.

Для наших предков каждое усовершенствование в технологии обработки дерева было революционным. Если артефакты палеолита (раннего каменного века) указывают, что тогда дерево использовалось для изготовления простых изделий — копий или метательных палок, то артефакты более позднего мезолита и неолита говорят о гораздо более сложных технологиях использования дерева для строительства домов, изготовления каноэ, луков или колодцев.

Это свидетельствует о доступности инструментов, которые позволяли людям изготавливать всё более и более сложные деревянные изделия, особенно заостренные каменные топоры.

Принято считать, что развитая технология обработки древесины существовала в эпоху неолита и голоцена, начавшуюся примерно 10 000 лет назад, однако заостренные каменные топоры были найдены на стоянках значительно более раннего времени.

На побережье Австралии и Японии было обнаружено множество таких артефактов 3-й морской изотопной стадии (около 60 000–30 000 лет назад). Это поставило перед археологами вопрос, для чего они использовались на столь раннем этапе развития человеческого общества?

Для решения этой проблемы научная группа под руководством доцента Акиры Ивасе из TMU попыталась установить, какие следы могут оставаться на краях заостренных камней, когда они используются для различных работ. Ученые изготовили точные копии инструментов, которые, возможно, использовались в эпоху раннего верхнего палеолита (около 38 000–30 000 лет назад).

Их края были обработаны и заострены с использованием методов вырубки и шлифования, которые были доступны в те времена. Хотя на японских стоянках того периода рукоятки не были обнаружены, исследователи применили методы племени Ириан Джая с острова Новая Гвинея, чтобы прикрепить рукоятку к краям камня для создания тесел, топоров и долот.

Команда исследователей проводила эксперименты, применяя эти инструменты для 15 различных операций, в том числе для рубки деревьев, обработки шкур и разделки туш, а также выполняя «непроизводственные» действия, такие как переноска и топтание на инструментах.

Затем они тщательно исследовали режущие кромки, выявляя макроскопические и микроскопические следы этих действий. Ученые обнаружили, что удары, подобные тем, которые необходимы при рубке деревьев, оставляют на камне характерные макроскопические трещины. При этом трение между кромкой камня и деревом также образует следы, но микроскопические, и их тоже можно использовать для диагностики.

Хотя сами по себе трещины не могут сказать, отчего они появились, но исследователи выяснили, что одновременный анализ как макроскопических, так и микроскопических отметин может обеспечить надежные выводы о том, использовались ли эти инструменты для валки деревьев.

Команда считает, что наличие подобных следов на острых краях реальных артефактов с участков морской изотопной стадии 3 будет означать, что древние люди освоили технологию обработки дерева значительно раньше, чем считается в настоящее время — 60 000–30 000 лет назад.

Это может изменить понимание использования каменных орудий людьми ледникового периода и того, как такая технология распространялась в различных условиях.

Результаты проведенного исследования команда представила в статье «Эксперименты с точными копиями каменных топоров и тесел раннего верхнего палеолита с заточенным краем предоставляют критерии для определения функций инструмента», опубликованной в Journal of Archaeological Science.