1. Культурная война
  2. История человечества
Санта-Фе, / ИА Красная Весна

Предками майя стали древние мигранты, приносившие с собой кукурузу с юга

Изображение: (сс0) piqsels
Кукуруза

Раскопки в Белизе доказали, что предками майя стали пришедшие из Центральной Америки племена. Соответствующее исследование опубликовано археологом из Университета Нью-Мексико Кейтом Пруфером 22 марта в журнале Nature Communications.

Исследования археологов под руководством Пруфера и анализ древней ДНК, проведенный командой генетиков, руководимой Дэвидом Райхом из Гарвардского университета, описанные в статье «Миграция с юга на север предшествовала появлению интенсивного земледелия в регионе майя», указывают на ранее неизвестную миграцию людей, принесших окультуренную кукурузу из области Южной Америки на север.

Пруфером и его командой были раскопано 25 захоронений, датируемых от 10 тыс. до 3,7 тыс. лет назад, найденных в двух пещерах или каменных убежищах, расположенных в Белизе, государстве в Центральной Америке. Могильники находились под навесом высоких известняковых скал, укрывавших людей, живущих внизу, и защитили отложения бытового мусора и захоронения мертвых.

Генетический анализ раскопанных скелетов дал ряд сведений о перемещениях древнего населения Америки. Он подтвердил миграцию людей с севера на юг в период от 9,6 тыс. до 7,3 тыс. лет, чьи гены показывают лишь отдаленное родство с современными мезоамериканцами, в том числе с населением, говорящим на языке майя.

Следующая волна миграции уже с юга на север, начавшаяся около 5,6 тыс. лет назад, оказала серьезное демографическое влияние на регион, дав более 50% предков всего более позднего населения.

По словам Пруфера, в лаборатории которого проводились археологические и изотопные исследования, мигрантами были предки современных носителей языка чибчан, живущих от Коста-Рики до Колумбии.

Исследователи сообщают, что раскопки и анализ ДНК подтверждают сценарий, согласно которому племена чибчанов, занимавшиеся сельским хозяйством, двинулись на север, в юго-восточный Юкатан, принося с собой улучшенные сорта кукурузы, а также, вероятно, маниоку и перец чили. Они смешались с местным населением и создали новые сельхозтрадиции, которые привели позже к более интенсивным формам возделывания кукурузы.

Пруфер сказал: «Мы считаем миграцию этих людей принципиально важной для развития сельского хозяйства и, в конечном итоге, больших общин, говорящих на языке майя».

Он уточнил, что кукуруза обеспечивает необходимый белок и сахар, дающий энергию, и может долго храниться в сухом месте. Как только у людей появился надежный источник пищи в виде кукурузы, они, стали заниматься сельским хозяйством, перейдя к оседлости, что привело к созданию более крупных и устоявшихся сообществ.

Потребление кукурузы росло и она стала основным продуктом питания для местного населения, так же как пшеница у европейцев. Росло и распространение кукурузы, двигаясь с юга на север и, когда испанцы прибыли около 1500 года н. э. в Америку, кукуруза уже была основным продуктом питания всех групп коренных американцев, рассказал Пруфер.