Во Франции соцсети и интернет назвали угрозой для политической жизни страны
Исследование влияния интернета и социальных сетей на политическую жизнь Франции представил директор центра изучения общественного мнения Фонда Жана Жореса и исследователь политических наук в институте политических исследований (IEP) Гренобля Антуан Бристьель, пишет 13 июля французская газета Le Figaro.
По мнению исследователя, использование интернета и социальных сетей стало все более распространенным явлением в политической жизни Франции. Так, во время выборов президента Франции в 2017 году лидер партии «Непокоренная Франция» (LFI) Жан-Люк Меланшон широко использовал свой канал YouTube.
Политики при этом обычно использовали их собственные каналы YouTube, собственные учетные записи Twitter и т. д. Основной проблемой было то, что они при этом общались только с теми, кто был согласен с ними. Это была своеобразная фильтрация: с точки зрения сторонников и с точки зрения интереса к политике. Это стало основным ограничением этих социальных сетей во время кампании.
В то же время лидеры общественного мнения, мира шоу-бизнеса, развлечений привыкли общаться с массовой аудиторией. Но это были определенные сообщества молодых людей, которые не были заинтересованы в политике и массово присутствовали в социальных сетях.
В этих условиях президент Франции Эмманюэль Макрон решил обратиться не к собственной аудитории, а к тем 6 млн подписчиков ютьюберов McFly и Carlito, приняв участие в их конкурсе анекдотов. Его не испугало, что эти молодые люди не обязательно интересуются политикой и поддерживают его.
По словам исследователя, ютьюберы McFly и Carlito начали при этом выступать в роли защитников антиковидных жестов, воспринимая себя как исполнителей воли общества. Под прикрытием борьбы за санитарные меры их стали использовать для улучшения имиджа президента страны среди молодежи, показывая, что он может быть близок к их проблемам.
Происходит реальная индивидуализация политики и все большее внимание уделяется политической игре. В этой игре делается акцент на фигуре политического представителя. И тогда начинается обсуждение не политики, а личности и личного опыта.
При этом, по мнению Бристьеля, в долгосрочной перспективе это может привести к уходу от того, что называется политическими дебатами и такого понятия, как политическая кампания. Политика может превратиться всего лишь в шоу людей, использующих видеоблогеров и авторитетов, а не настоящее обсуждением идей. Это также может повлиять на то, как молодые люди будут воспринимать политику. И вполне возможно, что их станут побуждать голосовать за политику их любимого лица.
Социальные сети еще больше усиливают такое положение. Это парадоксально. Выборы, как отметил представитель Фонда Жана Жореса, становятся все более персонализированными. В результате именно такое соревнование между людьми и приведет к выборам людей, не заинтересованных в политике и далеких от обсуждения насущных проблем.