В России признали плачевной ситуацию с наличием строительных мощностей

Изображение: Эдвард Хоппер. Контора в маленьком городе. 1953
Чиновник
Чиновник

Нехватка мощностей для строительства инфраструктурных объектов после 2025 года грозит России, установили аналитики инвестиционной компании InfraOne Research и Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК), 16 ноября сообщает «Коммерсант».

В совместном исследовании говориться, что грандиозным планам российских властей на строительство инфраструктуры стоимостью порядка 22 трлн рублей, а также масштабному строительству в рамках нацпроектов способна помешать нехватка мощностей у исполнителей госзаказов. Генеральные подрядчики не в состоянии инвестировать в модернизацию бизнеса из-за низкой рентабельности и сбоев в ценообразовании госстроек, поэтому только наращивают долговую нагрузку.

По данным исследования, на данный момент в России осталось всего шесть крупных организаций с выручкой более 100 млрд руб. в год, которые способны реализовать масштабные госзаказы. Это строительные компании «РЖД строй», «Газпрома», «Росатома», входящий в СИБУР НИПИГАЗ, принадлежащий мэрии Москвы «Мосинжпроект» и ГК «Нацпроектстрой» госкорпорации СП ВЭБ.РФ.

«Этого недостаточно для запуска в стране крупных инфраструктурных проектов, не говоря уже о конкуренции на глобальном рынке», — цитирует издание слова руководителя InfraOne Research Александры Галактионовой, в то время как в США таких компаний 12, а в Китае — 160.

Аналитики констатируют, что в 2020 году строительный рынок покинули около 83,4 тыс. строительных организаций, которые суммарно в 2019 году смогли заработать чуть более 500 млрд рублей, что крайне низкий показатель для этой отрасли.

Отмечается, что в период кризиса ситуация с господдержкой строительства отошла на второй план, а резкое удорожание стройматериалов привело к увеличению стоимости контрактов до 30%.

Сообщается, что несмотря на рост общего оборота у 170 крупных генподрядчиков и субподрядчиков на 13,8% (до 4,14 трлн руб.), совокупная чистая прибыль организаций составила всего 1% от выручки (42,1 млрд руб.), что уже недостаточно для модернизации строительных мощностей. При этом общая долговая нагрузка строителей инфраструктуры также растет. По данным исследования, в 2020 году эта сумма достигала 4,5 трлн руб., что на 22% больше совокупной выручки.