Ученые узнали, почему Венера, в отличие от Меркурия, всё-таки вращается

Изображение: NASA (сс) www.flickr.com
Венера. Снимок зонда НАСА Галилео
Венера. Снимок зонда НАСА Галилео

Причину, по которой мощное притяжение Солнца не остановило вращение Венеры вокруг своей оси, как это произошло с Меркурием, установили ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде (UCR), США. Статья с результатами их исследования опубликована 20 апреля в журнале Nature Astronomy.

Причину медленного вращения Венеры, вращающейся вокруг своей оси за 243 земных дня, а для оборота вокруг Солнца надо лишь 225 дня, ученые видят в очень мощной венерианской атмосфере, которая оборачивается вокруг своей планеты всего за четыре земных дня.

Стивен Кейн, астрофизик UCR и ведущий автор статьи пояснил: «Мы думаем об атмосфере как о тонком, почти отдельном слое поверх планеты, который имеет минимальное взаимодействие с твердой планетой. Мощная атмосфера Венеры учит нас тому, что это гораздо более интегрированная часть планеты, которая влияет абсолютно на все, даже на скорость вращения планеты».

Чрезвычайно быстрые ветры, вызываемые большой разностью температур на дневной и ночной сторонами Голубой планеты, заставляют атмосферу двигаться вдоль поверхности планеты, вызывая ее вращение и ослабляя силу солнечной гравитации, которая может удерживать меньший объект от вращения — явление, называемое приливным захватом.

Плотность венерианской атмосферы также приводит к тому, что она забирает всю солнечную энергию, которая не достигает поверхности планеты, так что солнечные панели не смогут работать на «венероходе». Она же и сохраняет все накопленное солнечное тепло, перегревая поверхность планеты, как мощная грелка, до 735 °C.

Исследователи отмечают, что пока неясно влияние частичного приливного захвата на это парниковое состояние, которое и делает планету непригодной для тех форм жизни. Однако ясность в этом вопросе важна не только для понимания Венеры, но и для изучения экзопланет, которые, возможно, когда-нибудь станут целью космических миссий.

Многие из открытых экзопланет находятся очень близко к своим звездам, ближе, чем Венера к Солнцу. Поэтому на них, скорее всего, будет действовать приливной захват, отмечают авторы статьи. Отсюда вытекает задача учесть эффекты приливной блокировки в существующих моделях.

«Венера — это наша возможность сделать эти модели правильными, чтобы мы могли правильно понять поверхностную среду планет вокруг других звезд», — отметил Кейн.