1. За рубежом: реальный мир
  2. Стихийные бедствия
Вьентьян, / ИА Красная Весна

Ученые нашли в Лаосе двадцатикилометровый кратер от падения астероида

Изображение: wikimedia.org
Лаос

Крупную гравитационную аномалию, свидетельствующую о наличии огромного кратера диаметром двадцать километров, возникшего примерно 780 тыс. лет назад после падения астероида, обнаружили геологи, 30 декабря сообщается в их публикации в журнале PNAS.

Ученые сообщили, что поиски кратера длились долго — почти век последствия его падения были скрыты от исследователей. По их словам, удалось обнаружить четыре факта, указывающих на то что кратер и другие следы падения метеорита скрыты под более новыми лавовыми отложениями на юге Лаоса.

Поверхность нашей планеты сильно отличается от поверхностей большинства других небесных тел Солнечной системы — Марса, Луны или астероидов. В связи с наличием атмосферы и биологической жизни, а также активности литосферных слоев, происходит круговорот пород между корой Земли и слоями ее литосферы. Кроме того, поверхность Земли подвергается эрозии, в частности, от осадков и ветров.

В связи с описанными процессами поверхность нашей планеты в достаточно быстрые по меркам геологических процессов сроки скрывает следы падений даже очень крупных астероидов, не исключая самые большие, встреча которых с Землей могла уничтожить на нашей планете жизнь. Потому ученым приходится прилагать массу усилий для изучения последствий падения астероидов и частоты таких событий.

Серьезную помощь в этом оказывают отложения тектитов — каплеобразных камней, возникновение которых геологи связывают с падением крупных астероидов. Впервые подобные отложения были найдены в 1930-х годах на побережье Австралии и в странах Юго-Восточной Азии. Позже залежи тектитов открыли и в других частях Евразии. Оказалось, что всего они покрывают не менее 10% общей площади земной поверхности планеты. По некоторым оценкам даже 30%.

Геологи потратили десятилетия на поиски места падения астероида, который мог породить создание таких залежей и выяснение его размеров. Удалось установить примерную дату его падения — около 780 тысяч лет назад. В качестве же возможного кратера рассматривается 20 кандидатов, причем они крайне различны по размерам и геологическим свойствам.

Одним из исследователей является Брэд Сингер, ученый, специализирующийся на геохронологии в университете штата Висконсин в городе Мэдисон (США). Сингер и его группа много лет пытались найти следы самого недавнего падения крупного астероида на нашу планету.

Для достижения своей цели группа Сингера проанализировала распределение гравитационных аномалий на территории Азии. Ученые руководствовались тем, что при формировании кратера и его последующем заполнении более легкими осадочными и тяжелыми вулканическими горными породами неизбежно произойдут искажения в гравитационном поле земли.

Потому гравитационное поле возле образовавшегося кратера будет отличаться от поля окружающих его пород. Найдя подобные аномалии, ученые перешли к химическому и минералогическому анализу пород, которые составляют земную поверхность в этих районах.

Результатом поисков стало обнаружение кратера диаметром почти двадцать километров на юге Лаоса. Геологическое образование на плато Болавен заполнено лавой и обломками осадочных пород. Посредством анализа содержимого кратера ученые выяснили, что минералы сходны по составу с тектитами. Более того, вблизи кратера они обнаружили породы, явно деформированные мощным ударом.

Изучение кратера еще только начинается. На следующем этапе геологи планируют собрать данные, на основании которых можно будет оценить размеры упавшего астероида, скорость и угол его падения на поверхность планеты. Получение этих сведений необходимо для оценки роли падения астероида на расселение предков человека (Homo erectus) по Азии.