Главный фактор во внешней политике Ирана, в частности его взаимодействие с Африкой, происходит не из решений в Тегеране: он определился в Вашингтоне

Иран приготовил новую стратегию по Африке в ответ на упадок Запада

«Рустам, убивающий белого дива», фрагмент. «Шахнаме»
«Рустам, убивающий белого дива», фрагмент. «Шахнаме»

В июле президент Ирана Ибрагим Раиси посетил африканские страны — Кению, Уганду и Зимбабве. Этот визит обозначил возможность создания новых союзов между Тегераном и странами африканского континента и вызывал серьезную обеспокоенность в США.

ИА Красная Весна представляет перевод статьи американского Института Ближнего Востока (MEI) от 31 июля «Обновленная политика Ирана в отношении Африки: амбиции Раиси и восприятие упадка Запада».

Изменение политики США на Ближнем Востоке и в Африке после прихода Джо Байдена к власти привело к серьезным изменениям во взаимодействии стран этих двух регионов между собой. Сильные страны Ближнего Востока начали вести более самостоятельную политику и формулировать все более смелые внешнеполитические стратегии по сотрудничеству, в том числе с Африкой.

Автор статьи Амин Наэни — доктор философии, научный сотрудник Института гражданственности и глобализации имени Альфреда Дикина (ADI) при Университете Дикина в Австралии, а также научный сотрудник Центра изучения Ближнего Востока и глобального порядка (CMEG).


За последние два года, когда США и ЕС пытались возродить ядерную сделку с Ираном, но иранское руководство предпочло укрепить свой незападный внешнеполитический вектор. В соответствии с этим подходом президент Ибрагим Раиси в середине июля отправился в поездку по трем странам Африки, что стало первым визитом иранского президента за более чем 11 лет.

В июле иранские официальные лица сообщили, что экспорт Исламской Республики на континент увеличился на 100% за последний год. Взаимодействие с Африкой станет одним из основных направлений внешней политики при администрации Раиси.

Однако это не первый случай, когда Иран применяет такой подход к континенту. Бывший президент Махмуд Ахмадинежад проводил аналогичную политику с 2005 по 2013 год, хотя она и не дала существенных результатов. Это поднимает вопрос о том, окажется ли через десять лет политика Раиси в отношении Африки более успешной.

Корни возобновления взаимодействия с Африкой

С тех пор как Раиси вступил в должность в 2021 году, иранское руководство придерживается целенаправленной стратегии укрепления своего незападного подхода к внешней политике. Раиси начал с налаживания более тесных отношений с Россией, Китаем и странами Латинской Америки.

В отличие от периода президентства Ахмадинежада, незападные державы на этот раз оказались более восприимчивыми и приветствовали изменение внешней политики Тегерана. Примечательно, что Иран получил постоянное членство в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан, приглашенный на заседание группы ведущих развивающихся экономик БРИКС в июне, заявил, что ее члены согласились поддержать членство Ирана.

Фактически одним из главных лозунгов Раиси во время президентской кампании 2021 года было то, что он не остановит прогресс страны в ожидании возрождения ядерной сделки. Эта стратегия направлена на демонстрацию мнения правительства о том, что Запад находится в упадке и не будет препятствовать усилиям Ирана по продвижению своей ядерной программы или обходу западных санкций.

Фактически такой подход отражает просчитанное решение, принятое иранским руководством под влиянием его восприятия внешней политики президента Джо Байдена.

За последние два года официальные лица США громко критиковали выход Америки из ядерной сделки и утверждали, что кампания «максимального давления» Дональда Трампа потерпела неудачу. Администрация Байдена стремилась выразить свою добрую волю, чтобы убедить Иран возродить сделку. Однако этот сигнал, в сочетании с недостатками в обеспечении соблюдения санкций, напротив, придал смелости иранским властям на усиление уклонения от санкций и убедил незападные страны в том, что взаимодействие с Ираном вряд ли будет иметь серьезные последствия.

Это побудило администрацию Раиси вновь инвестировать во взаимодействие с Африкой в надежде, что, в отличие от правления Ахмадинежада, на этот раз деятельность принесет дивиденды.

В этом контексте неудивительно, что иранское правительство изображает поездку Раиси в Африку как явный признак освобождения от пут ядерной сделки. Исламская Республика стремится показать, что мир не ограничивается Западом, и Иран может расширить свои связи с независимыми странами. Таким образом, Африка снова стала привлекательным центром, который может помочь администрации Раиси в подкреплении ее незападной внешней политики.

Усилия Ирана в Африке

Разнообразные экономические потребности Африки предоставляют администрации Раиси значительную возможность расширить экспорт Ирана на континент. В июле 2022 года министр иностранных дел Ирана Амир Абдоллахиан объявил, что за 10 месяцев Иран посетили 47 официальных делегаций из Африки для активизации экономического сотрудничества.

За последние два года министр иностранных дел, его заместитель по экономической дипломатии и его заместитель по политическим вопросам совершили визиты в различные африканские страны, такие как Мали, Танзания, Южная Африка и Нигер, пытаясь расширить политические и экономические связи. Кроме того, в марте 2023 г. состоялся первый Саммит по экономическому сотрудничеству между Ираном и странами Западной Африки. В ходе мероприятия президент Раиси подчеркнул готовность и приверженность Ирана существенному расширению сотрудничества с африканскими странами в различных секторах.

На коммерческом фронте уже достигнут значительный прогресс: в прошлом году иранский экспорт в Африку достиг $1,28 млрд по сравнению с $579 млн в 2020 году. Рост в некоторых целевых областях был еще больше благодаря экспорту Ираном технических и инженерных услуг в Африку, который увеличился на 700% в 2022 году.

По сообщениям иранских СМИ, Исламская Республика стремится добиться десятикратного увеличения торговли с африканскими странами, достигнув $12 млрд, при первоначальной цели в $5 млрд через два года. Во время июльского визита Раиси в Кению, Уганду и Зимбабве он подписал в общей сложности 21 соглашение в различных секторах, включая нефть и энергетику, телекоммуникации и информационные технологии, сельское хозяйство и медицину, назвав континент «страной возможностей».

Администрация Раиси также стремится получить политическую выгоду за счет укрепления своих отношений с Африкой. Например, Iran, официальная ежедневная газета иранского правительства, заявила, что расширение связей с африканскими странами позволит Ирану добиваться членства в БРИКС, указывая на роль Южной Африки в этой группе.

Различия между политикой Ахмадинежада и Раиси в Африке

Несмотря на значительный рост, объем торговли между Ираном и африканскими странами еще не достиг значительного уровня и остается недостаточным для преодоления тяжелого экономического кризиса в Иране. Хотя это может свидетельствовать о том, что деятельность Раиси в Африке, вероятно, не постигнет та же участь, что и деятельность Ахмадинежада. Сегодня действуют внутренние и международные факторы, которые на этот раз могут привести к другому исходу.

Недавние события во внутренней сфере Ирана позволяют предположить, что акцент на Африке теперь можно рассматривать как часть долгосрочного стратегического подхода. Иранское руководство расценивает восьмилетнюю «прозападную» администрацию бывшего президента Хасана Рухани как однозначный провал, оказавший разрушительное воздействие на страну.

Усовершенствованная модель организации выборов, реализованная в 2021 году, продемонстрировала беспрецедентную решимость Исламской Республики избегать избрания кандидатов с «прозападными» взглядами. Этот сдвиг был направлен на создание полной согласованности и координации внутри центра власти режима, включая Верховного лидера, Корпус стражей исламской революции (КСИР) и президента. Нет никаких признаков того, что эта позиция изменится в обозримом будущем.

Что еще более важно, геополитические события также привели к созданию более благоприятных условий для Ирана, когда дело доходит до Африки. По сравнению с 2005–2013 годами, американская гегемония столкнулась с более серьезными проблемами, что дало Тегерану возможность все чаще уклоняться от давления США, укрепляя при этом свою международную уверенность в себе.

В марте 2023 года Верховный лидер аятолла Али Хаменеи заявил, что Запад оказал давление на Иран, чтобы изолировать его, но эта попытка потерпела неудачу: «Мы не столкнулись с изоляцией; напротив, мы активно установили прочные связи. Развитие прочных отношений с Африкой и Латинской Америкой является одним из наших стратегических планов, и мы активно реализуем эту программу».

Исламская Республика извлекла выгоду из областей, в которых она чувствует слабость сдерживания со стороны США, и ожидает, что аналогичная тенденция будет проявляться в ее отношениях с Африкой. Например, связанное с КСИР агентство Fars News назвало Африку ценным источником золота, предположив, что Иран может обойти санкции, экспортируя ряд товаров в африканские страны и получая взамен золото. Согласно статье, эта стратегия оказалась успешной в отношении Венесуэлы.

Таким образом, как внутренние, так и международные события предполагают, что взаимодействие Раиси с Африкой имеет больше шансов оказаться успешным и устойчивым.

В краткосрочной перспективе режим может извлечь выгоду из своего нового внимания к континенту двумя способами: во-первых, за счет расширения торговли, которая, наряду с укреплением экономических отношений с другими незападными странами, служит важной стратегией защиты экономики Ирана от полного краха под западными санкциями. Хотя этого типа сотрудничества, вероятно, недостаточно для смягчения последствий экономического кризиса, оно играет ключевую роль в предотвращении более масштабного и более катастрофического краха экономики — цели первостепенной важности для лидеров режима.

Во-вторых, рост торговли с африканскими странами может способствовать усилиям Ирана по нормализации экономического сотрудничества с некоторыми незападными странами, несмотря на санкции США. Быстро расширив торговлю с Африкой, иранское руководство может с оптимизмом смотреть на то же самое с другими странами. Все это могло бы в конечном счете укрепить убеждение режима в том, что нет никакой срочной необходимости форсировать возрождение ядерной сделки или какого-либо соглашения с Западом.

Это подтверждает расчет иранского руководства на то, что именно Запад, а не Иран, срочно нуждается в соглашении. Это заставит Исламскую Республику требовать существенных и постоянных уступок в переговорах с США и ЕС.

Заключение

Решительный выбор иранского руководства в пользу незападного подхода во внешней политике активизировал усилия Тегерана по уделению приоритетного внимания отношениям с Африкой. Недавний визит иранского президента в Африку спустя более чем десятилетие, наряду с заметным увеличением торговли с континентом за последние несколько лет, указывают на изменение в повестке дня Тегерана.

Хотя крупный политический и экономический прорыв, возможно, не предвидится, постоянное взаимодействие укрепляет веру иранского правительства в то, что западного давления можно избежать и что можно проводить антизападную внешнюю политику без серьезных последствий. Поэтому Тегеран, похоже, продолжит укреплять связи с африканскими странами в рамках своего долгосрочного видения.

Между тем решающий фактор в судьбе незападного внешнеполитического подхода Ирана и, в частности, участия Раиси в Африке, лежит не в решениях, принятых в Тегеране, а в Вашингтоне. Политика президента Байдена в отношении Ирана создала среду, которая позволяет Исламской Республике игнорировать давление США и пытаться расширить свои связи с незападными странами.

В последнее время администрация Байдена все чаще сигнализирует о том, что возрождение ядерной сделки больше не стоит на повестке дня. США предприняли усилия по нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем. Эти события предполагают, что США готовы изменить свою политику сдерживания в отношении Ирана.

В таких обстоятельствах главная задача Белого дома состоит в том, чтобы изменить устоявшееся среди иранского руководства представление о том, что у президента Байдена нет плана Б.