Ветеран Вьетнамской войны: после Победы мне стали сниться товарищи

Вьетнамский стартовый расчет, 1967 г
Вьетнамский стартовый расчет, 1967 г

Товарищи стали приходить во сне, когда завершилась Вьетнамская война, заявил 96-летний ветеран битвы при Дьенбьенфу Лыонг Ван Хыонг 5 мая в интервью Вьетнамскому информационному агентству.

«Во время сражения я мечтал о мире, а когда это сбылось, каждую ночь мне стали сниться мои товарищи», — рассказал Лыонг Ван Хыонг.

Лыонг Ван Хыонг — это один из немногих выживших бойцов ударного отряда, участвовавшего в исторической 56-дневной битве, которая принесла Вьетнаму потрясшую мир победу при Дьенбьенфу, положив начало краху колониального господства Франции в Индокитае и становлению Вьетнама как независимого государства.

До сих пор Дьенбьенфу остается горько-сладким воспоминанием для многих ветеранов, таких как Лыонг Ван Хыонг, которые носят победу как почетный знак, но сокрушаются о большом количестве погибших.

Он рассказал, что великая победа досталась большой ценой.

По словам Лыонг Ван Хыонга, после того как четверо из его 12 товарищей погибли и двое были ранены во время первой атаки, на смену им пришли другие бойцы. И некоторые из них погибли во время следующих атак, а их тела были полностью уничтожены бомбами.

Некоторые взводы и отряды были полностью уничтожены за один день. Сражение 1954 года велось в труднопроходимой, отдаленной долине. Оно унесло жизни тысяч солдат с обеих сторон менее чем за два месяца, с 13 марта по 7 мая, когда вьетнамские бойцы теснили французские войска, оснащенные более мощным оружием, и обстреливали их из тяжелой артиллерии.

Это стоило Вьетнаму 4 020 погибших, 10 130 раненых и 792 пропавших без вести. Около 3 976 павших солдат покоятся на трех кладбищах в районе холмов Доклап (Независимость), Химлам и А1, где они сражались.

Для Лыонг Ван Хыонга битва была еще более ожесточенной, потому что до этого он получил известие о том, что его маленького сына убили французы.

Движимые патриотизмом и жаждой независимости Вьетнама от колонизировавшей его страну Франции, Лыонг Ван Хыонг и Нгуен Дык Ной, как и десятки тысяч молодых людей их поколения, отправились на фронт. Они вспоминают, что их подбадривал призыв нации: «Всё для фронта, всё для победы».

«Я был самым молодым среди мальчишек моего родного города, которые добровольно пошли на битву, при поддержке моей матери», — сказал Нгуен Дык Ной. По его словам, он не думал тогда о многом и просто хотел последовать за своими соотечественниками.

Лыонг Ван Хыонга арестовали во время рейда французских войск в его деревне в 1950 году и заключили в тюрьму на полтора месяца, так как он был членом комитета Союза молодежи национального спасения.

Ветераны вспоминают, что для того чтобы добраться до Дьенбьенфу на северо-западе страны, они две недели пробирались через леса из центральной провинции Тханьхоа.

«Днем мы спали в джунглях, а ночью шли около четырех часов, с оружием и 10-килограммовым рюкзаком на плечах. Местные жители давали нам рис, овощи и другие продукты, чтобы мы могли выжить», — вспоминает Лыонг Ван Хыонг.

Для Нгуен Дык Ноя самым опасным заданием была индивидуальная разведка, которую иногда проводили небольшой группой из трех человек, так как он никогда раньше не проходил военной подготовки.

Нгуен Дык Ной, Лыонг Ван Хыонг и все их товарищи день и ночь рыли траншеи и туннели, готовясь к историческому сражению при Дьенбьенфу, которое в то время было самым сильным укрепленным лагерем в Индокитае согласно плану «Наварра», разработанному французскими колонизаторами и американскими интервентами осенью-зимой 1953 года.

Питер Макдональд в своей книге «Победитель во Вьетнаме: Зиап» впервые опубликованной в 1993 году отметил, что: «пожалуй, самым поразительным примером их способности к рытью было то, что при взятии Доминика они не стали занимать позиции на вершине холма, а прорыли его прямо сзади; внешне он выглядел так же, как и всегда, изрытым и изрезанным, а внутри представлял собой муравьиное гнездо оружейных ям».

Оба ветерана рассказали, что не знали о том, насколько сильны были французские войска и какова была тактика президента Хо Ши Мина и Во Нгуен Зиапа в Дьенбьенфу, но они всегда доверяли и следовали руководству президента Хо Ши Мина и командованию генерала Во Нгуен Зиапа.

Говоря об огромном самопожертвовании солдат при Дьенбьенфу, ветераны выразили надежду, что нынешняя молодежь будет продолжать традиции патриотизма, укреплять свою волю и обогащать свои знания, чтобы внести вклад в национальное строительство и развитие.

Газета приводит слова профессора Карла Тайера из Университета Нового Южного Уэльса: «Школы, университеты и массовые организации Вьетнама должны проводить образовательные программы и экскурсии на поле боя Дьенбьенфу, чтобы напоминать современной молодежи, что самостоятельность и независимость Вьетнама обусловлены жертвами тех, кто пал за победу над французами».