Давление на Иран усилится, если он откажется от внутренних реформ — MEI
Ожидается, что давление на иранскую власть только усилится, если страна продолжит уклоняться от реформ внутренней политики и необходимых компромиссов, заявил директор иранской программы и старший научный сотрудник Института Ближнего Востока в Вашингтоне (MEI) Алекс Ватанка в отчете института за 2024 год, опубликованном 17 декабря.
«За четыре года с тех пор, как президент Дональд Трамп покинул Белый дом, международные, региональные и внутренние дела Ирана пережили водоворот турбулентности», — отмечает аналитик.
Он считает, что давление на иранские власти усилится, если страна продолжит уклоняться от реформ внутренней политики и необходимых компромиссов.
За время пребывания в Белом Доме Джо Байдена Тегеран не смог добиться отмены санкций, которые опустошили его экономику. Официальные концепции, такие как «экономика сопротивления» и «самодостаточность», в значительной степени оказались лишь лозунгами.
Лучшее, чего смог добиться Тегеран, — это неформальная сделка с Белым домом Джо Байдена: в обмен на отказ от использования своей ядерной программы в качестве оружия Вашингтон смотрел в другую сторону, когда Иран продавал свою нефть Китаю, пояснил Ватанка.
Хотя Иран значительно увеличил экспорт нефти в период с 2021 по 2024 год, позитивные побочные эффекты были неуловимы. Все больше иранцев впадали в нищету, все больше эмигрировали, отмечает аналитик.
«В 2021 году президентом Ирана был избран сторонник жесткой политики Эбрагим Раиси. Хаменеи надеялся, что полный контроль над всеми рычагами власти (президентство и парламент) со стороны фракции сторонников жесткой линии приведет к лучшему управлению. Этого не произошло, и вместо этого Хаменеи начал опасаться крайне правых иранских политиков», — пояснил Ватанка.
Смерть Раиси в результате крушения вертолета в 2024 году стала для Хаменеи возможностью пойти в новом направлении, считает эксперт.