В Швеции удвоилось число отстранений студентов за списывание с помощью ИИ

Изображение: (cc) geralt
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект

Число отстранений студентов учебных заведений Швеции от занятий за списывание с использованием искусственного интеллекта с 2023 года составило 770 случаев, сообщает 11 декабря шведское издание Universitetsläraren.

Инструменты генеративного ИИ, такие как Chat GPT, стали доступны широкой публике осенью 2022 года. В феврале 2023 года студент Уппсальского университета признался, что Chat GPT помог ему решить задания. Это был первый шведский случай, когда студента предупредили за списывание с помощью ИИ.

С тех пор, согласно обзору практики 33 университетов и колледжей, проведенному изданием Universitetsläraren, списывание с использованием ИИ привело к отстранению студентов от занятий в 770 случаях. Кроме того, с начала 2023 года было вынесено 75 предупреждений. В 2025 году отстранение от занятий за списывание, связанное с несанкционированным использованием инструментов ИИ, составило 467 случаев. Это более чем вдвое превышает данный показатель в 2024 году (207 случаев).

В Стокгольмском университете студенты были отстранены от занятий в 77 случаях, что является самым высоким показателем среди всех высших учебных заведений. Кроме того, за последние три года было вынесено 24 предупреждения.

«Мы являемся крупнейшим в Швеции высшим учебным заведением, предоставляющим образование на уровне бакалавриата и магистратуры, поэтому в этом плане от нас ожидается лидирующие позиции. Мы также довольно активно работаем над повышением осведомленности наших преподавателей о риске списывания с использованием ИИ. Возможно, это также оказало влияние», — сообщил председатель дисциплинарного комитета Стокгольмского университета Клас Хеттестранд.

В Линчёпингском университете за последние три года было зафиксировано 63 случая отстранения студентов от занятий за несанкционированное использование инструментов ИИ, в том числе 47 случаев произошли в 2025 году. Кроме того, было вынесено 12 предупреждений. Как считает ректор Линчёпингского университета Карин Аксельссон, такой рост числа отстранений частично объясняется тем, что всё больше студентов используют ИИ несанкционированным образом. По ее мнению, свой вклад в увеличение показателя внесло также лучшее формулирование, что разрешено, а что нет. Кроме того, сказывается полученный опыт в оценке текстов.

«Преподаватель начинаете иначе, чем раньше, оценивать представленные тексты», — пояснила Аксельссон.

Издание также опросило представителей учебных заведений, изменились ли их методы проведения экзаменов в результате внедрения ИИ, и если да, то как. Из 32 университетов и колледжей, ответивших на эти вопросы, 27 заявили, что методы проведения экзаменов в той или иной степени изменились. В нескольких других университетах продолжаются дискуссии по поводу методов проведения экзаменов.