Глава госдепа: мы продвигаем мир и стабильность
Американцы должны быть воодушевлены прогрессом в продвижении мира и стабильности, достигнутом Агентством США по международному развитию (USAID) и Госдепом в этом году, заявил госсекретарь Рекс Тиллерсон 27 декабря в статье для издания The New York Times.
Говоря о ситуации в КНДР, Тиллесон заявил, что США отходят от политики «стратегической терпеливости» и переходят к политике давления. Давление будет осуществлятся при помощи дипломатических и экономических санкций. США просят партнеров оказать на КНДР такое воздействие в разных формах для подрыва экономики Северной Кореи, сделав разработку ею ядерного оружия невозможной. Окно для диалога остается открытым, но давление будет продолжено до полного ядерного разоружения КНДР.
Центральным моментом предложенной США политики является стремление убедить Китай оказать дополнительное давление на Пхеньян, которое на данный момент является, по мнению США, недостаточным. Также США беспокоит ситуация с неравномерностью торгового баланса с КНР, возросшей военной и экономической мощью Китая в регионе, в связи с чем США предлагают осторожно пересмотреть отношения стран на ближайшие 50 лет, пишет госсекретарь.
Борьба с терроризмом остается приоритетным направлением. Кроме того, сделана ставка на связку военных США с «местными группировками», в результате чего Международной коалиции удалось, по словам Тиллерсона, освободить от ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) почти всю территорию Ирака и Сирии. Новая стратегия борьбы с террористами будет сфокусирована на Афганистане и Пакистане, которые должны продемонстрировать желание быть партнером США.
По поводу России Рекс Тиллесон сказал, что США «не испытывают иллюзий по поводу режима, с которым они имеют дело», и что «отношения с возрождающейся Россией плохи», однако Соединенные Штаты будут сотрудничать в тех областях, где интересы стран совпадают. Но при этом США продолжат добиваться ранее заявленных целей в международной политике — исключение Башара Асада и его семьи из Женевского политического процесса определяющего будущее Сирии, восстановление территориальной целостности Украины и выполнение РФ Минских соглашений, без чего дела с Россией будут невозможны.
Напомним, что именно действия США резко осложнили ситуацию, сложившуюся в связи с ядерной программой КНДР. Односторонний отказ Вашингтона от ядерной сделки с Ираном по сути похоронил многолетние усилия международного сообщества, направленные на ограничение распростанения ядерного оружия. Напомним, почва для соглашений с Тегераном готовилась много лет усилиями разных стран, основные концепции которой могли бы лечь в основу соглашения с КНДР. Более того, именно Соединенными Штатами была проведена своеобразная демонстрация (на примере Ирака, Афганистана, Ливии и Сирии) того, что может произойти с государством, у которого нет ядерного оружия.
Следует отметить, что после интервенции США на территории Ирака возникло «Исламское государство» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), чей командный состав проходил обучение под руководством инструкторов из США и Великобритании, о чем косвенно упомянул в интервью от 27 декабря для «Комсомольской правды» начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Валерий Герасимов.
Также следует отметить, что почти всё вооружение, поставленное «сирийским демократическим силам», оказалось в руках боевиков «Джебхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
В связи с выше изложенным, крайне сомнительным с точки зрения дипломатии и здравого смысла выглядит сигнал Тиллерсона о возможности возвращения «плохих отношений» с Россией в прежнее состояние «бизнеса как обычно», для чего Россия должна «восстановить территориальную целостность» и «решить мирно украинский вопрос, выполнив Минские соглашения» (то есть, переводя с дипломатического, «вернуть Крым» и «отказаться от любой поддержки ДНР и ЛНР»).