1. Социальная война
  2. Внешняя политика Китая
Пекин, / ИА Красная Весна

Уйгуры в Турции опасаются, что их депортируют в КНР в обмен на поставку вакцин

Изображение: Андрей Грук © ИА Красная Весна
Статуя Конфуция в Императорской Академии. Пекин
Статуя Конфуция в Императорской Академии. Пекин

Оппозиционные законодатели в Турции обвиняют лидеров Анкары в тайной «сдаче» уйгуров Китаю в обмен на вакцины, сообщило 5 февраля агентство Associated Press.

Десятки миллионов доз китайских вакцин были обещаны Турции, но многие из них до сих пор не доставлены, а между тем в последние месяцы турецкая полиция провела обыски в депортационных центрах и задержала около 50 уйгуров, что, по утверждению юристов, представляет резкий всплеск по сравнению с прошлым годом.

Несмотря на то, что до сих пор не появилось убедительных доказательств подобной сделки, парламентская оппозиция и уйгуры опасаются, что Пекин использует вакцины в качестве рычага, чтобы добиться утверждения договора об экстрадиции. Договор был подписан много лет назад, но внезапно ратифицирован Китаем в декабре и может быть представлен на одобрение турецким законодателям уже в этом месяце.

Опасения противников состоят в том, что в случае ратификации последует депортация уйгуров и их будет ждать почти неизбежное задержание в Китае. Уйгуры говорят, что принятие закона может стать самым большим кошмаром в их жизни: выдворение в страну, из которой они бежали, чтобы избежать массовых задержаний.

Более миллиона уйгуров и других, преимущественно мусульманских, меньшинств были заключены в тюрьмы и лагеря временного содержания в Китае, что Китай называет антитеррористической мерой, но Соединенные Штаты объявили геноцидом, напоминает АР.

Подозрения о сделке возникли, когда первая партия китайских вакцин была задержана на несколько недель в декабре. Чиновники винили во всем проблемы с разрешениями на ввоз.

Но даже сейчас, заявляет Йылдырым Кайя, депутат от главной оппозиционной партии Турции, Китай поставил только треть из 30 миллионов доз, обещанных им к концу января. Турция в значительной степени зависит от китайской вакцины Sinovac для иммунизации своего населения против вируса, который заразил около 2,5 миллиона человек и унес жизни более 26 000.

Как турецкие, так и китайские власти настаивают на том, что законопроект об экстрадиции не предназначен для депортации уйгуров. Китайские государственные СМИ назвали такие опасения «очернением», а официальный представитель МИД Ван Вэньбинь отрицал какую-либо связь между вакцинами и договором.

“Мы не используем уйгуров в политических целях, мы защищаем их права человека», — сказал министр иностранных дел Турции Чавушоглу.

Но хотя на данный момент депортировано очень мало людей, недавние задержания вызвали «озноб» в турецкой общине уйгуров, насчитывающей, по оценкам, 50 000 человек. А похвалы китайских вакцин, с которыми выступил на днях турецкий посол в Пекине, подчеркнувший, что Анкара ценит «юридическое сотрудничество» с Китаем, многие расценили как признак возможного ужесточения репрессий против уйгуров.