Олег Смолин: псевдоинклюзия — одна из проблем российского образования
О проблемах образования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья рассказал академик РАО и первый зампредседателя Госдумы по вопросам образования и науки Олег Смолин 14 ноября на форуме «Национальная стратегия действий в интересах детей», передает корреспондент ИА Красная весна.
Олег Смолин предложил в обсуждении "Десятилетия детства" использовать образ спасающего детей от катастрофы корабля из произведения Стругацких «Далекая Радуга». Академик заявил, что дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья не только нуждаются в защите, но и являются одним из важнейших слагаемых человеческого потенциала нашей страны, и напомнил про Константина Циолковского, математика Льва Понтрягина, поэта Михаила Исаковского и др.
Оценивая закон об образовании в части образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, среди прочего, Олег Смолин назвал правильным параллельное существование и развитие систем инклюзивного и коррекционного образования, создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями, сохранение специальных образовательных учреждений для основных категорий таких детей.
Олег Смолин рассказал, что, по данным министерства, сокращены 280 коррекционных учебных заведений, и назвал это процесс недопустимым. Академик Российской академии образования заявил, что намерен предложить поправку к закону, по которой ликвидация таких учебных заведений не должна проводиться без согласия общего собрания родителей.
«Инклюзия — это не просто совместное обучение детей с инвалидностью и без инвалидности, инклюзия — это обучение таких детей в специально созданных условиях. В тех случаях, когда, как мы наблюдали в некоторых регионах, коррекционные учебные заведения расформировывались, дети помещались в обычные, но специальных условий никто не создавал — это не инклюзия, это псевдоинклюзия», — сказал зампредседателя Госдумы по вопросам образования и науки.
Напомним, что закрытие специальных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями под предлогом внедрения инклюзивного образования в России стало предметом острой критики со стороны ряда специалистов. Авторы ряда публикаций отмечали, что внедрение инклюзивного образование происходит под давлением иностранных фондов (Unicef), и что в случаях, когда детей с ограниченными возможностями помещают в обычную школу, не обеспечивающую детям специальных условий, дети лишаются возможности получить полноценное образование. См., например, статью «Обоюдоострая инклюзия» Павла Расинского.