В нескольких китайских городах водители уже используют технологию связи автомобиля с дорожной инфраструктурой для получения предупреждений о запрещающем сигнале светофора и других уведомлений

США и Китай начали «гонку вооружений» за применение 5G в автомобилях — WSJ

Александр фон Вагнер. Гонка на колесницах. 1882 г
Александр фон Вагнер. Гонка на колесницах. 1882 г

Развитие информационных систем «умных» автомобилей идет полным ходом. Лидерами отрасли являются США и Китай, и их соперничество вокруг технологий 5G и их применения в автопроме уже напоминает «гонку вооружений».

Противостояние между Китаем и США, поначалу вылившееся в торговую войну с введением пошлин, протекционистских мер и других торговых барьеров, всё более открыто перерастает в борьбу технологий. После запрета использования китайского оборудования при строительстве сетей пятого поколения 5G со стороны США и их союзников мир неизбежно начинает делиться по признаку лояльности тому или другому технологическому гиганту.

Смогут ли США вырваться вперед в технологическом противостоянии по автономизации автомобилей? Этому вопросу посвящена статья Чиеко Тсунеока «Начало соревнования США и Китая за 5G в автомобилях» для The Wall Street Journal.

Сети пятого поколения 5G начали появляться более двух лет назад. Технология высокоскоростной связи постепенно проникает и на рынок «умных»автомобилей. В частности, для взаимодействия их друг с другом.

Рынок автомобильной связи на основе 5G грозит превратиться в еще один камень преткновения между США и Китаем. Китайские компании уже давно работают над подобной автомобильной связью на основе передовых сотовых технологий, используя стандарт, который приняли в США только в прошлом году, и надеются занять лидирующие позиции на мировых рынках. Между тем США со своими союзниками не рвутся использовать китайское коммуникационное оборудование.

Использование технологии связи 5G для автомобилей всё еще находится в зачаточном состоянии. Но технология может сделать вождение более безопасным, удобным и в конечном итоге автономным. Футурологи представляют будущий мир, в котором умные автомобили сообщают друг другу, где они находятся и куда направляются, предотвращая аварии. Пешеходы также могут использовать эти технологии, чтобы защититься с помощью предупреждающих сигналов своих смартфонов. Светофоры и дорожные знаки могут передавать информацию в режиме реального времени, чтобы предотвратить пробки.

В нескольких китайских городах «клиенты уже используют эту технологию для получения предупреждений о запрещающем сигнале светофора и других уведомлений», — говорит представитель Ford Motor Co Уэсли Шервуд. «Мы считаем, что у этой технологии есть большой потенциал во всем мире», — заявил он.

Скорее всего, автомобильным корпорациям и местным органам власти потребуется время, чтобы создать системы, поддерживающие связь поколения 5G между автомобилями, и решить проблемы безопасности, такие как риск взлома сети хакерами. Предельное предложение — чисто автономная сеть автомобилей, координирующих между собой поведение — остается далекой перспективой.

В идее общения машин нет ничего нового. Более двух десятилетий назад Федеральная комиссия по связи (FCC) выделила частоты для отдельного типа связи на короткие расстояния между транспортными средствами.

Выступая в ноябре прошлого года, председатель Федеральной комиссии по связи США Аджит Пай сказал, что медленное развертывание услуг в этом диапазоне частот напомнило ему песню 1970 года под названием «Дайте мне чуть больше времени». Вопреки предсказанию песни о том, что со временем «наша любовь обязательно будет расти», Пай сказал, что компании никогда не испытывали особой привязанности к старым технологическим стандартам, и что «жизнь слишком коротка для нас, чтобы совершить ошибку, продолжая» оставлять ценный диапазон частот лежать под паром.

По настоянию Пая, который ушел со своего поста в этом году, FCC проголосовала в ноябре 2020 года за передачу диапазона частотного спектра другому стандарту под названием «сотовая связь для всех» или C-V2X, который поддерживается компанией Qualcomm. Используя существующие сотовые сети, C-V2X может воспользоваться преимуществами высокой скорости передачи данных и работать с различными устройствами.

Китай уже много лет работает над услугами на базе технологии C-V2X. Первоначально они были разработаны для сетей четвертого поколения, включая городскую сеть в восточной провинции Цзянсу, установленную Huawei Technologies Co. в 2018 году. Сейчас идет переход к 5G.

«Китай находится в авангарде развития C-V2X и за последние несколько лет сильно консолидировал его в своей политике в области промышленного транспорта», — сказал Йоханнес Спрингер, генеральный директор мюнхенской торговой группы 5GAA, в февральском пресс-релизе, опубликованном на сайте отраслевого события в Шанхае.

По данным группы Спрингера, Китай — единственная страна, где коммерчески доступны автомобили, которые могут использовать 5G с C-V2X. В прошлом году несколько ведущих китайских автопроизводителей, включая контролируемую государством FAW Group Corp. и BYD Co., поддерживаемую Уорреном Баффетом, выпустили модели C-V2X с использованием оборудования от китайских поставщиков.

За ними в этом году последовали Ford с двумя моделями C-V2X в Китае, Explorer и Edge Plus. По словам автопроизводителя, водители этих моделей Ford в некоторых районах городов Уси и Чанша могут получить такую информацию как наиболее оптимальная скорость, чтобы попасть в зеленый коридор светофоров. В США Ford заявляет, что планирует начать развертывание моделей с технологией C-V2X в 2022 году.

В Европе крупные автопроизводители, такие как Audi, принадлежащая Volkswagen AG, BMW AG и Daimler AG, работают над оснащением автомобилей новыми технологиями. Один проект, поддержанный европейскими автопроизводителями и Huawei, тестировал вождение с дистанционным управлением, в котором оператор в центральном офисе мог управлять автомобилем, используя 5G, если водитель был не активен.

В Японии Subaru Corp. и оператор мобильной связи SoftBank Corp. заявили в ноябре прошлого года, что они успешно использовали 5G-версию C-V2X в тестах с объединением трафика. На испытательном треке автомобиль Subaru с автономным управлением, пытающийся выехать на шоссе, запросил разрешение от другого автомобиля, уже находящегося на шоссе, что позволило ему безопасно выехать на шоссе перед другим автомобилем.

Несмотря на распространение C-V2X на ведущих мировых автомобильных рынках, преимущество перед некоторыми китайскими поставщиками при разработке основы технологии может вызвать некоторые трения, как и в случае с 5G.

США и их союзники ограничили использование китайского оборудования в своих сетях 5G, что иногда вызывает угрозы возмездия со стороны Пекина. Представитель SoftBank заявил, что его тест слияния транспортных средств не полагался на китайское оборудование, а полагался на европейских поставщиков, как и на остальную часть его сети 5G.

Представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил 11 мая, что разрешение крупным китайским поставщикам телекоммуникационных услуг «участвовать или иметь какой-либо контроль над любой частью сети 5G создает, по нашему мнению, неприемлемый риск для национальной безопасности».

Что касается 5G, официальный представитель правительства Китая заявил, что «создание барьеров или злоупотребление концепцией национальной безопасности для подавления определенных стран противоречит основному закону научного прогресса и общим интересам всех». Ford отказался назвать поставщиков технологии C-V2X для своих автомобилей.

В феврале ведущие автопроизводители Японии и другие компании сформировали группу для сбора информации о рисках кибербезопасности подключенных автомобилей. Представитель министерства экономики, торговли и промышленности Японии Кенджи Уэки заявил, что необходимо изучать проблемы кибербезопасности автомобильных сетей сейчас, пока применение технологий лишь изучается в стране.

Технологии автомобильной связи могут в конечном итоге использовать один и тот же глобальный стандарт C-V2X, но разное оборудование для разных регионов.

Alps Alpine Co., ведущий японский производитель автомобильной электроники, в марте представил первые японские модули автомобильной связи 5G. В компании заявили, что модули можно использовать по всему миру, за исключением Китая, потому что там у клиентов другие потребности.

По материалам The Coming U.S.-China Race Over 5G in Cars — The Wall Street Journal — Chieko Tsuneoka.