В Щёлково отметили 100-летний юбилей «Творческой мысли»
Круглый стол, посвященный 100-летию выпуска журнала «Творческая мысль» прошел в подмосковном Щёлково 13 октября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Журнал выпускался Советом Рабочих и Крестьянских депутатов в 1918 году и был посвящен вопросам культуры. Несмотря на то, что было выпущено всего три номера, насыщенность материалов позволило писателю и краеведу Иллариону Тихоновичу Рыбакову, в свое время организовавшему первое переиздание материалов журнала, назвать его «энциклопедией щёлковской жизни». По его мнению, журнал уникален, в том числе как документ, отражающий то непростое время.
На круглом столе была представлена брошюра, в которой собраны тексты всех трех выпусков журнала. Брошюру подготовили и издали местный краевед Георгий Васильевич Ровенский вместе с щёлковским депутатом Сергеем Ивановичем Варгузовым. Они же выступили организаторами круглого стола, который проходил на территории Щёлковского драматического театра. Место проведения мероприятия было выбрано не случайно. Щёлковский театр располагается в здании бывшего клуба «Славия», до перестройки носившего название «Клуб имени Октябрьской Революции» (КОР) — под этой аббревиатурой его и сейчас знают местные жители. Клуб принадлежал местному хлопчатобумажному комбинату им. Калинина, ныне уже не функционирующему. В 1918 году на этом месте располагался клуб, построенный владельцем фабрики, позже преобразованной в комбинат им. Калинина. Эти факты позволили главному режиссеру театра Светлане Ивановне Погодиной говорить о преемственности нынешнего Щелковского театра по отношению к дореволюционному театру, организованному фабрикантом Рабенеком.
Другой участник дискуссии, член движения «Суть Времени» Владимир Васильев, высказал гипотезу, почему было выпущено только три номера журнала. Он предположил, что издание журнала было свернуто после того, как он выполнил свою функцию и все усилия были направлены на создание молодежного рабочего клуба. На это, по мнению Васильева, указывает статья «Рабочий клуб» в последнем, третьем номере журнала. Зачитанные цитаты из этой статьи вызвали оживленную дискуссию.
В статье идет речь о необходимости сломать мещанское сознание, по-прежнему свойственное части рабочих. Автор статьи, заведующий внешкольным образованием Н. Медведев, писал:
«Культурное творчество пролетариата до самого последнего времени носило мещанский, просветительно-танцевальный характер. Печать пошлости и легкомыслия лежала на многих хороших начинаниях в области просвещения и культуры. Психология и настроения обывательской массы принижали творческую, смелую мысль в ее орлином полете к солнцу [...] Могучее орудие воспитания масс — кинематограф — остается проводником буржуазной идеологии, весь пропитанный запахом гнили буржуазной морали, разлагающейся семьи и смакующий одну только тему половой любви — репертуар кинематографа в неприкосновенном виде преподносится рабочей массе».
В приведенной цитате присутствовавшие увидели параллели с современностью. Оппонируя Васильеву, Светлана Погодина сказала, что не относится к тем, кто видит современную ситуацию в мрачном свете. По мнению режиссера, сейчас немало хорошей молодежи, а в современных театрах часто ставят классические произведения. При этом Погодина оговорила, что является противником творчества как Кирилла Серебренникова, так и подобного искусства. В то же время директор театра Татьяна Борисовна Ершова отметила, что Щёлковский драматический театр ведет работу с молодежью, стремясь заинтересовать и тем самым «оторвать от компьютеров».
Участники круглого стола также отметили, что в этом году будет отмечаться столетие со дня основания ВЛКСМ и это значимое событие в жизни нашей страны должно быть достойно отмечено не только на государственном, но и на местном уровне.
Отметим, что до революции Щёлково (точнее, те населенные пункты, на территории которых был после революции образован город Щёлково) был крупным промышленным узлом, где располагалось несколько фабрик. В ходе революций 1905 и 1917 годов рабочие щёлковских предприятий активно участвовали в революционных событиях, включая бои в Москве. После революции в Щёлково был образован Рабочий клуб с театром, ставившем масштабные постановки и выступавший, в том числе, на сцене Большого театра. По воспоминаниям очевидцев, в постановке спектакля «Апофеоз революции» участвовало около 300 человек.