1. Культурная война
  2. Пожар в Нотр-Дам-де-Пари
Париж, / ИА Красная Весна

Собор Парижской Богоматери может стать объектом акта вандализма — Le Figaro

Гассам Чайльд. Собор Парижской Богоматери, Париж. 1888
Гассам Чайльд. Собор Парижской Богоматери, Париж. 1888
Гассам Чайльд. Собор Парижской Богоматери, Париж. 1888

Проект замены старинных витражей собора Парижской Богоматери современными композициями станет проявлением акта вандализма, заявил французский журналист и историк искусств Дидье Рикнер (Didier Rykner), 20 ноября сообщает французская газета Le Figaro.

Согласно нескольким источникам, как отметило издание, Парижская архиепархия задумалась о том, чтобы обставить интерьер собора Нотр-Дам, поврежденного пожаром, более современным способом, установив в нем, в частности, современные витражи.

Информация просочившаяся в прессу представила проект, который показался журналисту возмутительным и неприемлемым. По его мнению, нельзя касаться охраняемого наследия. Желание заменить некоторые декоративные витражи XIX века современными витражами нецелесообразно. Многие из них уже стали историей, как например, сцены из Ветхого Завета и Евангелия.

И это, несмотря на то, что многие церкви и соборы использовали современные витражи. Все зависит от причины замены. Так в разрушенном в Первую Мировую Войну Реймском соборе витражи Марка Шагала стали продолжением разбитых витражей. И при этом речь шла о замене существующих витражей, которые чудом спаслись от пожара.

Проблема, с точки зрения историка искусств, состояла в том, что сама церковь поддалась искушению современностью. Французское духовенство в 1960-х годах интерпретировало II Ватиканский собор (проходил 1962–1965 гг., с целью приспособления Католической церкви к нуждам и реалиям современного мира), осуществляя невиданный со времен Французской революции (1789 г.) вандализм во имя сомнительного модернизма. Так оно избавилось от кафедр, мастерских-алтарей и от бесчисленных причащающихся столов. Это целое историческое наследие, которое исчезло и продолжает исчезать.

Поэтому, с точки зрения Рикнера, несмотря на определенные неудобства расположения внутренних помещений собора и трудности в перемещениях внутри здания, важно провести ремонтные работы. При нельзя забывать, что все это наследие (мебель, картины, витражи) охраняется с юридической точки зрения. И что заявка на работы была сделана для реставрации, а не для инноваций: она не может быть использована для установки современной мебели.

Готический собор — это ансамбль со специфической архитектурой, требующей учета ее исторического наследия. Поэтому министерство культуры Франции вполне может поставить свою вето на проект архиепископа.