Собор Парижской Богоматери может стать объектом акта вандализма — Le Figaro
Проект замены старинных витражей собора Парижской Богоматери современными композициями станет проявлением акта вандализма, заявил французский журналист и историк искусств Дидье Рикнер (Didier Rykner), 20 ноября сообщает французская газета Le Figaro.
Согласно нескольким источникам, как отметило издание, Парижская архиепархия задумалась о том, чтобы обставить интерьер собора Нотр-Дам, поврежденного пожаром, более современным способом, установив в нем, в частности, современные витражи.
Информация просочившаяся в прессу представила проект, который показался журналисту возмутительным и неприемлемым. По его мнению, нельзя касаться охраняемого наследия. Желание заменить некоторые декоративные витражи XIX века современными витражами нецелесообразно. Многие из них уже стали историей, как например, сцены из Ветхого Завета и Евангелия.
И это, несмотря на то, что многие церкви и соборы использовали современные витражи. Все зависит от причины замены. Так в разрушенном в Первую Мировую Войну Реймском соборе витражи Марка Шагала стали продолжением разбитых витражей. И при этом речь шла о замене существующих витражей, которые чудом спаслись от пожара.
Проблема, с точки зрения историка искусств, состояла в том, что сама церковь поддалась искушению современностью. Французское духовенство в 1960-х годах интерпретировало II Ватиканский собор (проходил 1962–1965 гг., с целью приспособления Католической церкви к нуждам и реалиям современного мира), осуществляя невиданный со времен Французской революции (1789 г.) вандализм во имя сомнительного модернизма. Так оно избавилось от кафедр, мастерских-алтарей и от бесчисленных причащающихся столов. Это целое историческое наследие, которое исчезло и продолжает исчезать.
Поэтому, с точки зрения Рикнера, несмотря на определенные неудобства расположения внутренних помещений собора и трудности в перемещениях внутри здания, важно провести ремонтные работы. При нельзя забывать, что все это наследие (мебель, картины, витражи) охраняется с юридической точки зрения. И что заявка на работы была сделана для реставрации, а не для инноваций: она не может быть использована для установки современной мебели.
Готический собор — это ансамбль со специфической архитектурой, требующей учета ее исторического наследия. Поэтому министерство культуры Франции вполне может поставить свою вето на проект архиепископа.