1. Культурная война
  2. Выставка
Кочин, / ИА Красная Весна

Индийская биеннале Кочи-Музирис открылась спустя два года

Гюстав Доре. Иллюстрация к поэме Данте Алигьери «Божественная комедия». Ад. Лицемеры. 1868
Гюстав Доре. Иллюстрация к поэме Данте Алигьери «Божественная комедия». Ад. Лицемеры. 1868

Открытие главных выставок крупнейшего арт-события в Юго-Восточной Азии — биеннале Кочи-Музирис состоялось 23 декабря, об этом сообщает онлайн-журнал ARTnews.

Сообщается, что после двух лет откладывания выставки из-за коронавируса, а потом еще разочаровывающих «организационных проблем», возникших в последние часы перед началом открытия мероприятия, индийская биеннале Кочи-Музирис — Kochi-Muziris Biennale (KMB), наконец-то стартовала, открыв свои двери посетителям.

Куратором новой биеннале под названием «В наших венах текут чернила и огонь» выступила художница и писательница из Сингапура с индийскими корнями Шубиги Рао (Shubigi Rao). Концепцию выставки о том, как коллективное знание приносит радость, художница вынашивала в течение четырех лет и с каждым препятствием, возникавшим на пути в виде пандемии, только усиливалось ее желание донести свою идею до зрителя.

«Пандемия только обострила проблемы и выявила лицемерие», — сказал Рао в интервью и добавила, что выявление этого лицемерия было одной из задач данной выставки.

«Ограничения на возможность собираться вместе и на совместную культурную деятельность обнажили хрупкость социальных договоров. Но, к сожалению, национальные государства использовали эти, казалось бы, нейтральные законы, чтобы заглушить протесты по всему миру», — сказала художница.

Изначально художница хотела сделать больший акцент на сатире и юморе, однако пандемия внесла свои корректировки. Теперь выставка в большей степени посвящена звуку, как самостоятельному языку.

Так, к примеру, видеоанимация и звуковая инсталляция перуанской художницы Клаудии Мартинес Гарай (Claudia Martinez Garay) «Аятаки» (Ayataki 2022) разворачивается как плач по следам гражданской войны в Перу, которая шла с 1980-х по начало 2000-х годов. Видео является одновременно личным воспоминанием и коллективным воспоминанием мирных жителей, оказавшихся под перекрестным огнем военных и маоистской партизанской группы «Сияющий путь». Тонкие народные песни, сыгранные художником на синтезаторе, перемежаются с найденными звуковыми фрагментами коренных жителей Анд.

Для Мартинес Гарай эффект звука в ее видеоарте так же важен, как и визуальные образы. «Звук, — говорит она, — трогает вас так, что вы не можете выразить словами. Музыка может заставить вас почувствовать так много вещей, что говорить становится почти ненужным», — говорит художница.

Цифровой звуковой ландшафт — это способ художника заявить о своей причастности к истории, которая, по ее словам, постоянно изменяется в зависимости от того, кто находится у власти.

Звук в творчестве другого художника Амол К Патил (Amol K Patil) используется иначе, здесь песня является формой сопротивления. В своих работах художник выражает интерес к проблемам труда и неравенства.

Напомним, что индийский город Кочи (или Кочин) расположен на Малабарском побережье Аравийского моря и всегда был центром обмена товарами и идеями. До XIV века этот портовый город носил название Музирис, однако после крупного наводнения его стали называть Кочи.

Спустя время, склады, которыми был застроен город, нашли новую жизнь, в том числе как выставочные павильоны. Так, в 2011 году в Кочи открылась первая биеннале, которая в своем названии имеет также первоначальное историческое название города — Музирис.