В Кремле прокомментировали решение лидеров ЕС об облете Белоруссии
Рекомендации лидеров Евросоюза европейским авиакомпаниям избегать полетов над Белоруссией вызывают сожаление, так как издержки этого решения в конечном итоге лягут на пассажиров, 25 мая сказал журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Ранее по итогам обсуждения ситуации с экстренной посадкой лайнера авиакомпании Ryan Air в Минске, лидеры ЕС приняли решение запретить полеты белорусских самолетов в воздушном пространстве Евросоюза, а также дали рекомендации европейским авиакомпаниям избегать полетов над Белоруссией.
«Здесь только можно выразить сожаления… Нужно понимать, что в конечном итоге за эти рекомендации платить будут пассажиры самолетов, которые лишние полчаса или час будут находиться в воздухе. Это же все стоит денег, это счетная позиция», — сказал глава пресс-службы Кремля.
Дмитрий Песков отметил, что изменения маршрутов пролета в обход территории достаточно большой страны, расположенной в центре Европы, повлекут для авиаперевозчиков дополнительные затраты, и предположил, что «сначала нужно объективно разобраться с произошедшим, а потом уже, наверное, обсуждать, исходя из конкретики и конкретных данных».
Ранее 23 мая самолет компании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, в сопровождении истребителя белорусских ВВС совершил экстренную посадку в аэропорту Минска из-за сообщения о минирование самолета. Позднее сообщение о минировании не подтвердилось. Однако при проверке документов пассажиров самолета белорусскими властями был задержан один из основателей признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала Nexta Роман Протасевич. Ряд западных стран резко осудили действия Белоруссии в данной ситуации, назвав инцидент актом «государственного авиапиратства».
Напомним, воздушное пространство каждого государства является его суверенной территорией. Поэтому, согласно перечню международных авиационных законов, для организации международных рейсов между странами заключены специальные соглашения о праве пролета — так называемые свободы. К примеру, первые две свободы допускают лишь транзит и дозаправку в аэропорту на территории транзитного государства, а последняя — седьмая свобода позволяет иностранным перевозчикам даже выполнять внутренние рейсы на территории третьих стран. Ключевой момент в этом перечне законов — это право любого государства применять все необходимые средства для предотвращения террористической угрозы в своём воздушном пространстве.
Что касается использования боевых самолетов, то юридическое право на это также существует: после терактов 11 сентября 2001 года в США военным истребителям позволили сопровождать потенциально заминированные или захваченные самолеты. Например, в 2017 году британские истребители Typhoon также перехватили пассажирский самолет авиакомпании Ryanair из-за ложного сообщения о минировании лайнера. Как понимаете, бомбу тогда не нашли, на международном уровне ни у кого вопросов не возникло и о случившемся быстро забыли.