1. За рубежом: реальный мир
  2. Политика Ватикана
Ватикан, / ИА Красная Весна

Кресло Святого Петра будет выставлено в базилике Ватикана до 8 декабря

Изображение: Вячеслав Седых © ИА Красная Весна
Италия. Ватикан, статуя Христа
Италия. Ватикан, статуя Христа

Деревянный трон, символ первенства князя апостолов, извлеченный из его монументального позолоченного бронзового «мощевика», будет выставлен ан всеобщее обозрение у алтаря Исповеди с воскресенья 27 октября, в конце мессы под председательством папы римского Франциска по завершении Синода. Об этом 27 октября сообщает Vatican News.

Реликвия, реставрация которой длилась почти 10 месяцев, останется для почитания верующих вплоть до 8 декабря.

2 октября прошлого года в ризнице Оттобони ватиканской базилики, перед открытием Мессы Синода, папа Франциск смог внимательно осмотреть древний и почитаемый стул вместе с протоиереем базилики Св. Петра кардиналом Мауро Гамбетти, и договорился выставить его напоказ по заключению Архиерейского Синода.

Алтарь Кресла и балдахин указывают на покровительство базилики и предлагают внимательному зрителю ключ к пониманию. Они не только являются работой одного и того же художника, Джан Лоренцо Бернини, но и сам автор связывает их друг с другом. С момента входа в базилику становится ясно, что монументальный бронзовый купол также обрамляет в перспективе алтарь кафедры Святого Петра, расположенный в апсиде. И это не случайно. В то время как папский алтарь над гробом Апостола, на котором — как на камне — Христос обещал основать Свою Церковь, отсылает к истокам, к первоначальной Церкви, возникшей из свидетельства мучеников, — и именно поэтому также называемый алтарем исповеди, Кресло относится к первой задаче преемников Петра: провозглашению Евангелия и наставлению народа Божия.

С 27 октября по 8 декабря у подножия костела будет стоять деревянный престол, символ первенства Петра. Алтарь Маджоре затем перенесли в монументальный позолоченный бронзовый «мощевик» работы Бернини.

«Базилика хочет прославить древнюю реликвию как Кресло Любви», — объясняет кардинал Гамбетти.

«Древняя кафедра Петра есть кафедра любви, — поясняет кардинал, — потому что она показывает нам, как только из взаимной любви может родиться истинная христианская община, непременно синодальная». «Возвращая нас к той атмосфере, которая существовала в первой христианской общине, — добавляет Гамбетти, — Председательство Петра говорит нам о собрании, собрании Церкви, собравшейся вокруг своего пастыра, где каждый человек призван лично следовать за Иисусом, но на пути, который никогда не бывает индивидуалистическим, но всегда разделяется и освещается братьями и сестрами».

Напомним, балдахин, древний знак власти и престижа, был спроектирован скульптором Бернини в 1624 году и стал его первым архитектурным заказом; проект был завершен — видимо, с помощью его будущего соперника, гениального архитектора Франческо Борромини — в 1633 году.

Трудность задачи, порученной ему папой Урбаном VIII, геральдические фигуры которого — пчелы — встречаются во множестве вариаций украшения сени заключалось прежде всего в том, что ее архитектура должна была соответствовать монументальному масштабу церкви.

Чтобы конструкция не выглядела чрезмерно громоздкой, Бернини остановил свой выбор на витых колоннах. Кроме того, их форма и украшение связаны с так называемой Святой колонной, которая сегодня хранится в Музее сокровищ Святого Петра, колонной из виноградной лозы, которая на протяжении веков считалась свидетелем проповеди Иисуса в Иерусалимском храме. и которая вместе с другими подобными колоннами, некоторые из которых мы до сих пор видим в Лоджии Реликвии, над небольшими балкончиками в колоннах, украшала беседку IV века над гробницей Петра в древней базилике.

Гениальная композиция Бернини, однако, сочетает в себе идею кивория как цельного архитектурного сооружения с первоначальным значением балдахина как декоративной драпировки над важным местом или фигурой, соединяя бронзовые драпировки непосредственно с колоннами и используя облегченную конструкцию. изогнутых ребер, дополненных иконографическим мотивом пальмовых ветвей, которые словно поддерживаются динамичными ангельскими фигурами.

Волнистые линии архитектуры в стиле барокко останавливаются на кресте над золотым глобусом на вершине купола, как бы демонстрируя древнюю поговорку: «Stat Crux dum vulvitur urbis» — «Крест стоит твердо, пока мир вращается».

Вся задняя стена собора Святого Петра представляет собой настоящую сценографию, в которой Бернини разворачивает перед нашими глазами удивительную картину. Уже во времена работы над балдахином над гробницей апостола Петра современники называли архитектора «Микеланджело нашего века», а теперь, по заказу папы Александра VII, он демонстрирует, что эти слова были не просто лестью.

Если в концепции Микеланджело апсиды новой базилики Ватикана свет играл фундаментальную роль как равный аналог смоделированной массы стены, то Бернини развивает этот скульптурный принцип до совершенства, создавая видение открытого неба, из которого появляется голубь.

Святой Дух был наполнен светом, а вокруг него на облаках парили ангелы. Из этого видения возникает огромный бронзовый престол, за которым, однако, скрывается другой, гораздо меньший, на котором, по преданию, проповедовал святой Петр.

Древнее сиденье, украшенное бляшками из слоновой кости с изображением подвигов Геракла, прибыло в Рим в IX веке в качестве подарка франкского короля Карла II Лысого папе римскому Иоанну VIII, но некоторые элементы, такие как панели, вероятно, датируются предыдущим периодом.

Состоящий из внешнего каркаса, выполненного в XIII веке из деревянных балок из древесины каштана, алеппской сосны и ясеня, он имеет четыре металлических кольца, которые использовались для транспортировки во время торжественных процессий в базилике.

Защищенное этим покрытием самое старое сиденье имеет форму трона без подлокотников со спинкой, увенчанной тимпаном, внутри которого можно увидеть три овальных отверстия для вставки ныне утраченного украшения. Некоторые дубовые элементы были покрыты листом меди и позолоченного серебра и украшены с каждой стороны изысканными фризами из слоновой кости с резьбой геометрических и растительных мотивами, с символическими фигурами и образными сценами классического вдохновения.

В булле папы Бенедикта IX от ноября 1037 года практика «интронизации» отличается от практики «интронизации», что косвенно свидетельствует об использовании «кафедры» римскими понтификами. Более того, после 1000 года установился обычай запрашивать и получать «реликвии» (материальные или посредством контакта) от Кафедры, что является явным признаком того, что это папское кресло, имеющее высокую символическую ценность, стало рассматриваться как место, где сидел святой Петр, когда проповедовал Евангелие в Антиохии и Риме.

Каролингское кресло с течением времени претерпело многочисленные перемещения, о чем свидетельствуют исторические и архивные источники. В 1630 году папа Урбан VIII приказал построить небольшую молельню и алтарь, посвященный «Святому Креслу». Его поместили в 1636 году над алтарем последней часовни левого нефа, которая недавно использовалась как баптистерий.

По бокам престола расположены четыре фигуры выдающихся богословов: святые Амвросий и святой Августин, отцы Западной христианской Церкви, и святители Афанасий и Иоанн Златоуст, отцы Восточной Церкви, которые легким прикосновением, почти кончиками пальцев, словно поднимают трон.

Бронзовый стул, в свою очередь, украшен рельефами трех евангелических перикопов, которые иллюстрируют характер задачи Папы римского как представителя Христа на земле: «Паси овец моих», то есть вверять человеческое стадо Петру, «Омывать стопы», что показывает характер его служения, и, наконец, Дарование ключей Царства Небесного.

Огромный трон, слишком большой для любого человека, демонстрирует то, что не человеку решать, кто на нем воссядет.