Охота пуще неволи: в РПЦ хотят окончательно решить большевистский вопрос

Цитата из м/ф «Сказка о попе и работнике его Балде». Реж. Инесса Ковалевская. 1973. СССР
Цитата из м/ф «Сказка о попе и работнике его Балде». Реж. Инесса Ковалевская. 1973. СССР
Цитата из м/ф «Сказка о попе и работнике его Балде». Реж. Инесса Ковалевская. 1973. СССР

Покончить с памятью о большевиках в названиях населенных пунктов призвал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион 14 июля в эфире телеканала «Россия-24».

Митрополит не видит разницы между ленинскими профессиональными революционерами, «перевернувшими Россию», и банальными террористами, которым все равно, что, кого и где взрывать. «Почему-то наши улицы, города, площади, области до сих пор носят имена тех террористов, которые пришли к власти <...> в 1917 году», — заявил чиновник от церкви.

По его словам, нужно раз и навсегда покончить с памятью о творцах Октября, вымарав их имена из названий населенных пунктов. В обоснование своей позиции Илларион припомнил большевикам не только «терроризм», но и мнимое сотрудничество с немцами, на штыках которых Ленин якобы пришел к власти в 1917 году.

Отметим, что церковные иерархи время от времени высказываются в адрес коммунистов настолько резко, что их риторика граничит с хамством, а порою и с экстремизмом. Так, например, Всеволод Чаплин, в свою бытность главой синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, заявлял, что в «безбожные» советские годы каждый истинный христианин должен был «убивать как можно больше большевиков».

Что касается патриарха Кирилла, то он старается судить о советском периоде нашей истории с большей осторожностью. Этим он разительно отличается от своего предшественника — патриарха Алексия II, который называл годы Советской власти не иначе как «лихолетьем». В то же время все церковные иерархи, включая и Кирилла, сходятся в одном — в Советском Союзе случился «отказ от духовных основ».

Комментарий редакции

Позиция Иллариона не только контрпродуктивна и предельно конфликтна по отношению к просоветски настроенному большинству российского народа, но еще и крайне опасна. В самом деле, РПЦ стоит только официально заикнуться о полном вымарывании большевистского наследия, как она упадет в объятия РПЦЗ, которая, считая себя церковью «в изгнании», в своей борьбе против советской власти тотально замаралась в сотрудничестве с нацистами и вообще всеми теми, кто вожделеет из-за рубежа русской смерти.

Высказывание отдельно взятого церковника вряд ли можно считать официальной позицией всей РПЦ, однако уже то, что эти слова прозвучали в эфире федерального телеканала, наводит на мысль о «глупости или измене», если выражаться словами П. Н. Милюкова. В лучшем случае «хозяева дискурса» просто ослабили бдительность; в худшем же — решили «половить рыбку в мутной воде», преследуя свои личные или корпоративные цели.