В Японии обсуждают опыт онлайн-обучения в школах

Константин Трутовский. Сельский учитель (фрагмент). 1883
Константин Трутовский. Сельский учитель (фрагмент). 1883

Тревожную ситуацию с онлайн-обучением в японских школах выявил опрос Министерства образования страны, сообщает 21 июля 2020 Nippon.com.

В марте японское правительство в попытке остановить распространение коронавируса предприняло беспрецедентный шаг, призвав школы закрыться. В то время как ряд учебных заведений переводили занятия в онлайн-режим, подавляющее большинство школ не предпринимало никаких попыток внедрить дистанционное обучение.

Опрос Министерства образования показал, что только 10% государственных школ предоставляют учащимся некоторую форму онлайн-обучения во время сovid-перерыва, включая загрузку видеозаписей уроков на файлообменники, и лишь 5%, транслируют свои занятия в прямом эфире через интернет.

Японский информационный портал Nippon.com публикует на эту тему статью аналитика Fuji TV News Судзуки Макото. Сокращенный ее перевод мы приводим ниже.

Хотя школы постепенно возобновили работу в июне и июле, эксперты предупреждают, что Япония еще не вышла из-под угрозы, подчеркивая, что педагоги должны решить проблему низкого уровня онлайн-готовности в случае, если вторая волна инфекции COVID-19 побудит власти распорядиться о еще одном долгосрочном закрытии, что еще больше нарушит обучение учащихся.

Средняя школа Дайсан Сунамати в Токио, — это редкий случай переноса уроков в онлайн государственной школой во время ее «закрытия». Хамаиси Сигэаки, учитель этой школы, говорит, что погружение в неизведанные воды виртуального обучения было потрясающим опытом. «Я изначально чувствовал, что ученики находят онлайн-уроки менее полезными, чем пребывание в классе,  — объясняет он. — Но оказалось, что это не так. Когда мы обследовали контингент обучающихся, я с удивлением обнаружил, что большинство учеников воспринимают этот опыт как положительный».

Смартфон, установленный в середине комнаты на штативе, позволяет ученикам, остающимся дома присоединиться к уроку с помощью приложения для веб-конференций Zoom.

Занятия в школе возобновились в июне, но в качестве превентивной меры посещать занятия одновременно разрешили только половине учеников. Отсутствующие в классе должны следить за уроками из дома, используя Zoom.

Ученики, в медицинских масках сидят за партами по одному в рамках протокола социального дистанцирования. Учитель ведет урок как обычно, записывая на доске задачи и объяснения. Единственным признаком того, что занятия идут и онлайн, является смартфон, прикрепленный к штативу в центре класса.

Это позволяет школе не выбиваться из расписания. «Ученики приходят только на полдня, но с помощью Zoom’а они могут посещать обычные шесть часов занятий, — говорит Хамаиси. — Это был большой успех и дети довольны».

Школа, вероятно, не достигла бы таких показателей во время пандемии коронавируса, если бы не усилия Ушиоды Кунио, руководителя добровольной организации поддержки образования. Ушиода, который проработал всю жизнь в телекоммуникационном гиганте NTT, прежде чем уйти на пенсию, говорит, что надвигающийся кризис вынудил его принять участие в противодействии ему. «Еще находясь в NTT, я неоднократно указывал школе, что ей необходимо установить современную ИТ-систему, чтобы она могла предлагать занятия онлайн, — объясняет он. — Но как бы я ни умолял, мне не удалось привлечь к делу ни администрацию, ни учителей».

Поворотный момент наступил, когда Ушиода узнал о проекте GIGA. Этот проект был запущен Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий в 2019 году для поддержки школ в установке высокоскоростного и высокопроизводительного интернета и предоставления нуждающимся учащимся ноутбуков или планшетов для доступа в интернет. «Я использовал программу в качестве рычага, — рассказывает Ушиода. — Это облегчило задачу убедить персонал перевести свои классы в цифровую эпоху».

Школы неохотно предоставляют онлайн-доступ к классам из страха поставить в невыгодное положение учащихся, у которых нет доступа к интернету дома. Однако пандемия коронавируса стала тревожным сигналом для руководителей и преподавателей, побуждая их проявлять инициативу в решении этой проблемы.

Район Кото в Токио стал одним из немногих местных органов власти, которые предприняли конкретные действия. С прошлого года в нем распространили 80 планшетов в школах по всему городу для использования учащимися, у которых нет собственных компьютеров или мобильных устройств. Власти также поставляют маршрутизаторы Wi-Fi домохозяйствам, не подключенным к интернету.

Настройка онлайн-трансляции уроков относительно проста и требует всего лишь оснащенного камерой устройства, такого как смартфон, подставка или штатив, высокоскоростное подключение к Интернету и платформа для веб-конференций, такая как Zoom. «Это не ракетостроение, — восклицает Ушиода. — Но мало кто из учителей знал достаточно о потоковой передаче в прямом эфире, чтобы захотеть попробовать». Одним из первых шагов, которые он предпринял, чтобы продавить идею онлайн-обучения, была живая демонстрация на планшете, установленном в учительской комнате школы. «Учителя были удивлены тем, как просто это работает».

Хотя Ушиода преуспел в том, чтобы заинтересовать учителей, ему все еще приходилось убеждать персонал, что дистанционное обучение стоит их усилий. «Я был обеспокоен тем, что про хороший опыт забудут, когда занятия снова начнутся в полном объеме в июле», — объясняет он. Чтобы этого не произошло, он подчеркивал необходимость быть готовым к возможной второй волне коронавируса, добавив, что онлайн-возможности также позволят продолжать занятия даже во время сезонных вспышек гриппа. «Я привлек их на свою сторону учителей, сосредоточившись на достоинствах онлайн-практик».

Профессор Университета Кэйо Накамуро Макико подчеркивает, что если онлайн-классы станут нормальной частью японской системы образования, то для того, чтобы цифровое обучение стало действительно эффективным, потребуется нечто большее, чем просто потоковые уроки. Школы должны обеспечить, чтобы учащиеся не только имели техническое оборудование, необходимое для обучения на дому, но и имели доступ к необходимой им академической помощи взрослых.

Достоинства онлайн-занятий выходят за рамки только нынешнего кризиса здравоохранения. Обычно в японских школах в штате есть носитель английского языка, который помогает основному учителю, обычно японцу. Но предложение иностранных учителей не поспевает за спросом, и эта ситуация усугубилась во время пандемии коронавируса. Однако, используя Zoom или аналогичные приложения, школы могут общаться с иностранными инструкторами, проживающими в Японии или даже за рубежом.

Цифровое обучение также может помочь школам реагировать на растущий абсентеизм школьников, предоставляя учащимся с нерегулярной посещаемостью онлайн-среду, где они могут продолжить свое обучение.

Японские классы делают первый шаг к включению онлайн-элементов. Такие программы, как правительственная инициатива GIGA, помогут ускорить этот процесс, снабдив студентов электронными инструментами, необходимыми им для того, чтобы стать движущей силой завтрашних инноваций.