Филолог объяснила, почему обращение «господин» не прижилось в русском языке
Любые слова приживаются или не приживаются в языке в зависимости от их принятия или непринятия обществом, объяснила профессор кафедры теории и истории журналистики Гуманитарного института Новосибирского государственного университета, доктор филологических наук Ирина Всеволодовна Высоцкая в интервью, опубликованном 20 января журналом «Наука в Сибири».
Высоцкая заявила, что в русском языке не прижилось обращение «господа», несмотря на попытки внедрить это в ходе перестройки (общественно-политические процессы, происходившие в СССР перед развалом страны). Указанное языковое обращение закрепилось лишь в узкой деловой сфере, констатировала филолог.
«Во время перестройки была попытка вернуть к жизни слово „господа“, однако она не увенчалась успехом: слово осталось в сфере дипломатического этикета», — указала Высоцкая.
Читайте также: Перестройка была преступлением. Политолог о статье Горбачева
Доктор филологических наук отметила, что в рамках языковой политики невозможно обеспечить мгновенное неукоснительное исполнение искусственно вводимых языковых норм. Прежде чем стать нормой, любые нововведения в языке должны быть одобрены обществом, подчеркнула специалист.
«Экспериментировать и предлагать любые языковые инициативы, конечно, можно, но для того, чтобы слово стало нормой, необходимо общественное одобрение», — пояснила Высоцкая.
Также эксперт напомнила о попытке введения новой формы обращения к правоохранителям «господин полицейский», осуществлявшейся в ходе реформы МВД. Высоцкая предложила самостоятельно оценить, насколько эта инновация закрепилась в обществе.
«После переименования милиции в полицию было предписано обращение „господин полицейский“. Можете сами сделать вывод о том, насколько прижилась эта форма», — резюмировала она.
Напомним, профессор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Мария Милованова объяснила, что язык отражает ценностный мир его носителей. Она добавила, что базовые ценности являются основой развития общества.