1. Культурная война
  2. Год театра в России
Нижний Новгород, / ИА Красная Весна

Театр-фестиваль выступил на нижегородской сцене. Мужчины аплодировали стоя

Изображение: Екатерина Попова ИА "Красная Весна"
Режиссер спектакля «Семья» Анатолий Праудин (слева) и актер Александр Кабанов (справа)
Режиссер спектакля «Семья» Анатолий Праудин (слева) и актер Александр Кабанов (справа)

Спектакль «Семья» по мотивам повести Льва Толстого «Крейцерова соната» представил на суд нижегородских зрителей театр-фестиваль «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга. 23 октября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Событие состоялось в рамках IX театрального фестиваля им. М. Горького в Нижнем Новгороде на сцене драматического театра.

Новый спектакль театра-фестиваля представили художественный руководитель, лауреат Государственной премии РСФСР, режиссер Анатолий Анатолий Праудин и исполнитель главной роли Василия Позднышева Александр Кабанов.

«Это пьеса молодого драматурга Юрия Урюпинского по мотивам „Крейцеровой сонаты“, поэтому произведение самостоятельное. Толстой является источником идеи, проблемы, поэтому и спектакль получился дидактичный, морализаторский. Мы, придерживаясь стилистики истинного автора, сами лишь исполнители. Конечно не без каких-то сегодняшних ходов. Можно сказать, что это Урюпинский-Толстой», — поясняет интерес к обращении с авторским текстом Анатолий Праудин.

По задумке создателей спектакля роль жены Познышева исполняют сразу четыре актрисы. Идея воплощена интересно — большой раздраженный женский коллектив призван усилить сочувствие к главному герою.

«Нам показалось, совершенно несправедливым, что жена Позднышева абсолютно безмолвное получеловеческое существо, не имеющая ни мозгов ни чувств. Русская литература во многом женоненавистническая, тут ничего не поделаешь. У Чехова, Гоголя и даже Тургенева женщины только пепелище после себя оставляют. И чем сильнее женщина, тем страшнее развал. Поэтому мы решили аккуратно столкнуть героев лбами, чтобы получился диалог», — рассуждает режиссер.

На вопрос, перекликается ли спектакль, подогретый темой вокруг семейно-бытового насилия, с сегодняшним днем, Праудин дает уклончивый ответ: «Коль у многих мужчин возникает некая внутренняя потребность силовым методом решить наши семейные проблемы, значит актуальнее быть не может».

«А мне повезло больше, чем моему герою», — улыбается одними глазами актер Александр Кабанов. —Я дважды разведен».

Сама постановка начинается чтением полицейской сводки, описывающей зверские расправы мужчин над своими половинами. Завязка оригинальной повести в поезде превращается в перепалку между многоликой женой и самим Позднышевым. На стороне обманутого мужа выступает моралист Попутчик, который напоминает самого Льва Николаевича, копающегося в импровизированных грядках. Далее текст Толстого перемежается живописными примерами бытовых ссор на все лады, передающих ненависть супругов друг к другу.

Когда повествование доходит до разговора о детях, актрисы высыпают из большого пакета клочки скрученного скотча и каждая лепит своего малыша, общение с которыми постепенно перерождается в презрение, как с надоевшим мужем. К слову, одна половина сцены устлана гигантским черным мусорным мешком. Одеяние из мусорных мешков, с намеком на грядущую смерть, периодически примеряют на себя и сами девушки.

Внешний вид дам не оставляет сомнения в исходе пьесы: у каждой жены красуется на лице либо фингал, либо кровоподтек. Обольститель Трухачевский напоминает то бесхитростного фитнес-тренера, то босого кэрролловского Шляпника. Позднышев в начале пьесы предстает перед зрителем задумчивым, мрачным типом, вытирающим о полотенце большой нож. За время действа он несколько раз переодевается, демонстрируя на ногах женские чулки, видимо, символизирующие излишнюю мягкость и нерешительность своего героя. Частичное обнажение актеров и излишняя натуралистичность сопровождает историю «Семьи» как болезнь, поразившая современный театр.

Тем не менее, спектакль вызвал шквал оваций, а мужчины с первых рядов энергично аплодировали стоя.

Напомним, театр-фестиваль «Балтийский дом» является преемником Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола — знаменитого товстоноговского «Ленкома». В 1991 году театр был переименован в «Балтийский Дом».

Приставка фестиваль в названии театра появилась не случайно. Помимо ежедневной театральной жизни театр проводит целую серию фестивалей, в том числе международный театральный фестиваль с одноименным названием. Фестиваль «Балтийский Дом» — один из крупнейших театральных форумов Европы, удостоен премии ЮНЕСКО.

Читайте также: В Нижнем Новгороде открылся IX театральный фестиваль им. М. Горького