Достоевский постоянно проверял на прочность классический гуманизм. Мнение
Писатель Федор Михайлович Достоевский в своих романах подверг проверке гуманизм Просвещения, поместив Рай и ад внутрь души человека, говорится в статье Алексея Санникова «Любить и владеть. Как Достоевский предупредил психоанализ», опубликованной в газете «Суть Времени».
Автор указывает, что Достоевского интересовала проблема, каким образом «часто у того, кто живет в раю, в душе оказывается ад, и наоборот».
«Достоевского, в ранние годы тяготевшего к классическому гуманизму Просвещения, считавшего необходимым создание для человека определенных внешних рамок, призванных обуздывать его грехи и направлять добродетели, мучает вопрос: каким образом в самых прекрасных условиях могут появляться самые ужасные чудовища, и, напротив, откуда в чудовищных условиях возникают люди с ангельской душой?»
Отсюда, по мнению Санникова, та парадоксальность внешней стороны бытия его героев, теряющаяся на фоне их страстей и ощущение, что они ничем, кроме общения, не заняты. «Творчество Достоевского в посткаторжный период является антропософией, он сосредотачивается на изучении глубин человеческого космоса», — подчеркивает автор.
«Внутреннее содержание, личность, душа, находятся в связи с окружающей реальностью, воздействуют на нее. И писатель пристально наблюдает за этим воздействием», — подчеркивает Санников, отмечая, что Достоевский остается реалистом, но его реализм «иного рода».
«Достоевский отторгает прежний гуманизм, вытеснивший Бога и дьявола в непознаваемые дали. Человек Достоевского не добр и не зол, но в нем одновременно есть и добро, и зло».
Читайте полностью: Любить и владеть. Как Достоевский предупредил психоанализ