ИИ сейчас не может заменить врача-маммолога — комментарий эксперта
Компьютерные программы для поиска патологий на рентгеновских снимках начали использоваться давно, с развитием компьютерных технологий, заявил эксперт в области программного обеспечения для рентгенологии Владимир Васильев, принимавший участие в разработке программ для автоматизированного анализа маммологических рентгеновских снимков, 30 июня в комментарии ИА Красная Весна.
Васильев комментирует новость о том, что в Москве была введена впервые в стране возможность анализировать рентгеновские маммологические снимки в рамках ОМС и последовавшее заявление заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, в котором говорится, что с начала 2023 года Москва ввела специальный тариф в рамках обязательного медицинского страхования на анализ рентгеновских снимков с помощью сервисов искусственного интеллекта.
Эксперт подчеркнул, что «компьютерные программы для поиска патологий на рентгеновских снимках начали использовать давно, с развитием компьютерных технологий. В тех же США они широко использовались уже в 2000-х годах для замены второго маммолога, читавшего те же снимки параллельно для уменьшения вероятности ошибки».
Однако их никогда не использовали самостоятельно, отметил Васильев, и добавил, что компьютерная программа только подсказывала врачу, где может находиться патология. В ряде случаев это действительно полезно, так как, например, в маммологии признаки рака на ранних стадиях разглядеть непросто, а компьютерная программа эффективно и скрупулезно отыскивает мельчайшие признаки, не уставая, в отличие от человека.
«Важно подчеркнуть, что уже тогда в таких программах использовался весь спектр доступных алгоритмов и математических методов, включая использование обучаемых нейросетей. Только тогда их еще никто не называл „искусственным интеллектом“.
Таким образом, ничего принципиально инновационного в действиях московских властей нет, разве что теперь использование этого ПО можно оплачивать из средств ОМС. ПО это сложное и дорогое, но при массовом применении для замены второго врача эти затраты оправданы. Вот только у нас, насколько я знаю, практика двойного чтения практически не применялась, по крайней мере, в государственном сегменте».
Возможно, это пролог к полной замене врача компьютером для анализа снимков. Однако нигде раньше компьютеру не доверяли постановку диагноза. Это мог сделать только человек, уточняет эксперт. «Потому что только человек может нести ответственность — а за постановкой диагноза ведь может последовать медицинское вмешательство (или, ошибочно, не последовать).
Поэтому для внедрения ИИ в качестве замены врача у нас просто нет юридической базы. Как, кстати, и на Западе. И это к лучшему, потому что снимок не несет всей необходимой информации для диагноза, а беседовать с пациентом ИИ еще не научился. И, вероятнее всего, полноценно и не научится», — подытожил Васильев.