Большой театр покажет балет Шостаковича онлайн
Онлайн-трансляцию комического балета Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей» проведет Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) совместно с Google, 3 мая сообщает пресс-служба ГАБТ.
В пресс-службе ссобщили, что «Светлый ручей» продолжает серию спектаклей из «золотого фонда» Большого театра, которые транслируются на YouTube-канале ГАБТ в связи с режимом самоизоляции. Это уже десятый спектакль, не считая концерта «Бах в церкви и дома», транслируемый Большим театром онлайн.
В пресс-службе добавили, что постановку смогут увидеть «зрители в любой точке Земли». Балет анонсирован как произведение с «короткой и очень громкой историей», которое повествует «о празднике урожая в колхозе „Светлый ручей“».
Комический балет «Светлый ручей» о колхозном быте написан Дмитрием Шостаковичем на либретто Фёдора Лопухова и Адриана Пиотровского. Премьера состоялась 4 апреля 1935 года в Ленинградском Малом театре оперы и балета.
Постановка продержалась на сцене меньше года, после чего не ставилась больше полувека. Ее изъяли из репертуара после разгромной статьи «Балетная фальшь» в газете «Правда». Авторы критического раскритиковали «Светлый ручей» и посоветовали композитору впредь избегать излишнего «фокусничанья» и вплетать в свою музыку «меньше странных и диких созвучий».
В 1930-е годы из советского репертуара изымались и многие другие произведения Шостаковича — в частности, его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести Николая Лескова. Судьбу произведения определила заметка «Сумбур вместо музыки» всё в той же газете «Правда» от 28 января 1936 года, где композитор обвинялся в «мелкобуржазном формализме» и «дешевом оригинальничаньи».
В то же время другие произведения Шостаковича с большим успехом исполнялись в сталинском СССР — в частности, знаменитые Симфонии № 5 и № 7 («Ленинградская»). За выдающиеся заслуги перед советской музыкой знаменитый композитор удостоился пяти Сталинских премий в 1941, 1942, 1946, 1950 и 1952 гг.
«Светлый ручей» восстановлен в новой хореографии балетмейстером Алексеем Ратманским 18 апреля 2003 года на сцене Большого театра. Вместо трех действий современная версия балета идет в двух.