Президент Грузии: чтоб состояться как государство, нужно определить границы
Определить и защитить наши границы необходимо, чтобы состояться как государство, заявила президент Грузии Саломе Зурабишвили 26 декабря в интервью на Первом канале грузинского телевидения.
Зурабишвили рассказала о до сих пор нерешенных пограничных вопросах с Арменией и Азербайджаном. «Непонятно, почему мы не должны завершить этот процесс между нашими дружественными странами», — отметила она.
Президент Грузии также добавила, что государственные комиссии должны работать для окончательного определения границ. «Я сейчас не могу вам сказать и будет неправильно говорить, что она должна проходить тут или там, но это является обязательным этапом для нашего государства и будущего», — заключила Зурабишвили.
Читайте также: Руины древнего монастыря нашли в Восточной Грузии
Напомним, Давид-Гареджи — монастырский комплекс и одна из самых почитаемых святынь — расположен на границе Грузии и Азербайджана. В апреле 2019 года азербайджанские пограничники закрыли доступ к части церквей и пещер комплекса. Это вызвало напряженность в отношениях между двумя странами. Через четыре дня доступ был открыт. Но вопрос с точной границей между Грузией и Азербайджаном остается нерешенным.
Читайте также: У Грузии проблемы не только с Россией
После данного заявления на Зурабишвили вновь обрушилась волна критики соотечественников, уязвленных в своих патриотических чувствах, т. к. президент страны фактически поставила под сомнение состоятельность Грузии как государства. Однако, как бы это ни задевало грузинскую общественность, проскользнувшая критичность отношения Зурабишвили во многом обоснована. Проблема государственной границы тут является особенно ярким показателем. Из всех сопредельных государств демаркация границы Грузии полностью осуществлена только с Турцией, т. е. единственной соседней страной не бывшей в составе СССР. Со всеми остальными демаркация является либо частичной, либо невозможной ввиду неразрешенного военного конфликта (Южная Осетия, Абхазия). Из 480 км пограничной линии с Азербайджаном, договоренность достигнута лишь на участках общей протяженностью в 314 км. О спорных же участках идет вялая тяжба с самого начала 90-х годов, не дающая никаких внятных результатов. Каждый раз, когда происходит какой-нибудь инцидент с обострением, начинается высокопарная патриотическая жестикуляция не приводящая ни к чему и рассасывающаяся в течение нескольких дней или недель.
Дело в том, что проблема границы с Азербайджаном для грузинских политиков «невыгодная» т. к. легких политических дивидендов на ней не заработать. Никто не хочет ссориться с Азербайджаном, и не только потому что есть общие интересы, связанные, например, с транспортировкой нефти через Грузию, но и потому, что поддержки в данной ситуации Грузии ждать неоткуда: и Запад, и другие соседние страны, тут проявляют полное равнодушие.
Если против России Грузия действует шумно и «смело», подстрекаемая и поддерживаемая западными антироссийскими силами, то оказавшись в одиночестве перед Азербайджаном, грузинская дипломатия не может решить даже ничтожную проблему границы в районах, имеющих лишь символическое значение (территория прилегающая к Давид-Гареджи пустынна и не представляет никакого интереса с точки зрения ресурсов или геополитики).
Зурабишвили, проработавшей в министерстве иностранных дел Франции 30 лет (с 1974 по 2004), есть с чем сравнить. Состоявшееся государство, с солидной и ответственной дипломатией, давно бы разрешило подобную проблему, найдя что предложить в обмен и в чем пойти на компромисс для достижения взаимовыгодных условий.