В Госдуме раскритиковали идею цифровых дневников и цифровизацию образования
Парламентарии обсудили претензии, возникающие у родителей и общественности к цифровизации школ. Поводом послужило высказывание председателя Государственной думы Вячеслава Володина о проблемах, с которыми обращаются родители школьников, 24 мая сообщает издание «Коммерсантъ».
Во время рассмотрения в Госдуме на должность главы Минпросвещения Сергея Кравцова спикер обратился к нему с вопросом: «Какие проблемы люди на сегодняшний день нам транслируют? Цифровизация обучения, которая отдаляет родителя от учителя и учителя от ученика. Мы и дальше пойдем по пути цифровизации или будем исправлять ошибку?»
Позднее Вячеслав Володин спросил читателей в своем телеграм-канале: «Считаете ли вы, что цифровизация в школах, использование форматов дистанционного обучения, сокращение личного общения учителей с учениками и их родителями, отказ от бумажных учебников и др. — чрезмерна?»
Ответ пользователей телеграм-канала спикера получился следующий: «Из 260 648 проголосовавших 58% ответили „да“, 34% — „нет“, а еще 8% — „всё равно“.
Во время заседания комитета по просвещению глава комитета Ольга Казакова отметила, что вопрос цифровизации вызывает у родителей и учителей беспокойство. Она напомнила, что сейчас родители имеют право отказаться от использования определенных компонентов электронного обучения для своих детей. А решения о применении электронного обучения и дистанционных технологий в школах должны приниматься со всеми участниками образовательного процесса.
Также заместитель председателя комитета Яна Лантратова рассказала, какие именно компоненты электронного обучения вызывают недовольство родителей. По ее словам, больше всего вопросов избирателей касаются использования бумажных и электронных дневников. И, похоже, депутаты считают, что электронные дневники не нужны, например, Ольга Казакова сообщила, что лично выступает за бумажную версию, потому что «это момент воспитания».
Затем слово взял Анатолий Вассерман, член комитета предложил обратить особое внимание на общение родителей с учителями в мессенджерах. По его мнению, именно такая форма взаимодействия часто приводит к конфликтам между семьями и педагогами, в ней невозможно учесть невербальные сигналы, которые считываются людьми при живом общении.
Некоторые из депутатов обеспокоены тем, что цифровые технологии внедряются в образовательный процесс без достаточного подтверждения их безопасности для детей. Яна Лантратова предложила Министерству просвещения провести исследование, которое бы продемонстрировало родителям, что «эти электронные доски» безопасны для детей. Однако Анатолий Вассерман выразил мнение, что, скорее всего, после тщательного изучения используемых технологий не будет ничего обнаружено опасного.
Как отметил Виктор Смирнов, член комитета по просвещению: «Цифровизация — это не дань моде, это требование времени. Если мы в организации образовательного процесса не будем использовать цифровые образовательные технологии, то будем вредить социализации ребенка. А это наша главная цель — возможность для комфортного личностного развития и выстраивания своего успеха в жизни».
Стоит отметить, что депутаты комитета приняли решение выделить в общей теме цифровизации школьного образования отдельные вопросы и обсуждать их с привлечением лиц, использующих цифровые продукты (в первую очередь родителей и педагогов), а также экспертов и представителей Минцифры.