Лингвисты ТГУ рассказали о закономерностях в речевых ошибках билингвов
Результаты исследований влияния первичного перцептивного (психического) восприятия опыта билингва на когнитивную обработку языка представили на ежегодной международной школе по билингвизму и мультилингвизму сотрудники лаборатории лингвистической антропологии Томского госуниверситета (ТГУ), сообщает 6 октября пресс-служба вуза.
Эксперименты и исследования были проведены с использованием психолингвистической базы данных и бимодального корпуса, которые создали сотрудники лаборатории. Эти уникальные для России инструменты позволяют ставить и решать сложные когнитивно-лингвистические задачи.
Специалистами лаборатории ТГУ изучались особенности восприятия русского языка как второго, особенности восприятия билингвами своих речевых ошибок в русском языке и их связь с перцептивным опытом носителей тюркских языков (татарского, шорского и хакасского).
Исследования проводились на основе информации психолингвистической базы данных и бимодального корпуса, которая была получена сотрудниками в ходе экспедиций при опросе русскоязычных людей и билингвов на территориях Томской области, Горной Шории и Хакассии.
В базу данных была загружена выборка из 200 самых употребляемых в речи существительных, прилагательных и глаголов, а в бимодальный корпус — 500-часовая запись звучания тюркской речи.
Исследователи выполнили транскрипцию звуков речи, разметили звук вручную по разработанным в лаборатории лингвистическим основаниям и проанализировали.
Результатом психолингвистических экспериментов и статистического анализа данных стал вывод о вкладе модальностей восприятия (вкус, запах, цвет, обоняние и осязание) в когнитивную обработку слов и определение влияния родного языка тюркско-русских билингвов на возникновение речевых ошибок или отклонений от стандартного русского языка.
Ученые определили, что основное влияние на когнитивную обработку русского языка у билингвов — носителей тюркских языков, оказывает опыт владения родным языком, приобретенный в первые годы жизни.
Кроме того, они выявили причины и закономерности появления ошибок в их речи на русском языке и регулярность их появления при высоком уровне владения русским языком.
На школе подробности многолетнего коллективного проекта по созданию психолингвистической базы данных и проведенных исследований в совместном докладе раскрыли руководитель проекта, профессор ТГУ Зоя Резанова и ведущие сотрудники лаборатории Ольга Нагель и Андрей Степаненко.
Особенности восприятия билингвами эмоциональных единиц представила в постерной презентации старший научный сотрудник лаборатории Алина Васильева, а об исследованиях когнитивной обработки тюркско-русскими билингвами грамматики русского языка рассказали сотрудники лаборатории Валерия Владимирова и Ирина Коршунова.
Руководитель проекта «Выявление динамики когнитивных структур в условиях виртуальной мультиязыковой информационно-коммуникативной среды: интеллектуальные системы и технологии» Зоя Резанова рассказала, что до настоящего времени тема о влиянии первичного перцептивного опыта на когнитивную обработку языка в России была мало исследована и их проект был нацелен на ликвидацию этого пробела.