В агропромышленном комплексе России обнаружен острый дефицит кадров

Изображение: Ольга Валиева © ИА Красная Весна
Водокачка возле дома. Село Ёлнать
Водокачка возле дома. Село Ёлнать

Острый дефицит кадров в агропромышленном комплексе страны, не хватает больше 200 тысяч человек, заявила первый замглавы Минсельхоза России Оксана Лут на Сибирской аграрной неделе в Новосибирске 14 ноября.

Она считает, что всему виной низкие зарплаты в отрасли: «Нигде нет зарплаты хотя бы средней по региону».

В различных областях АПК идет нехватка от 30 до 50% сотрудников. С этим мнением согласны и корреспонденты «РГ», изучая проблему на местах.

В сельском хозяйстве трудно обойтись без ручного труда, хотя и есть участки работы с высокой механизацией.

В Ростовской области с начала года количество свободных рабочих мест в отрасли увеличилось в четыре раза. На сегодня требуются порядка 40 тысяч сотрудников, как показывает сервис по труду. Идет рост зарплат, но и он не может насытить рынок работников в АПК, они поднялись в регионе за это время в среднем на 75%, но решений пока нет. Компании уже согласились принимать на работу даже начинающих специалистов без стажа и необходимых навыков. Они могут получать зарплату — 70 тысяч рублей в месяц, что считается и для города хорошей зарплатой.

Да, водителям и комбайнерам в самый разгар уборочной могли предлагать и по 120–150 тысяч рублей, но это только в сезон уборки, а в целом зарплаты в сфере АПК не могут конкурировать с городскими. Тем же водителям легче поработать таксистом в ближайшем городе, чем работать в деревне. Так, в Алтайском крае средняя зарплата на сельхозпредприятиях составляет всего 43 тысячи рублей.

Один из руководителей предприятий в Курганской области поделился, что в этом году он по четырем деревням икал рабочих на проведение уборочной компании. Рабочих можно найти, а вот специалистов днем с огнем не найдешь. Особенно нужны инженеры, зоотехники, ветеринары, экономисты и даже юристы. А самый нужный специалист в деревне — агроном. В Ростовской области ему готовы предложить 78 тысяч рублей. На Кубани поменьше — 69,2 тысячи рублей, в Крыму от 42 до 75 тысяч, а вот в Астраханской области — поменьше — всего 38 тысяч.

Впрочем, не только заплата имеет значение. По словам курганского фермера Виктора Иванова, некоторые выпускники школ полагают, что инженер работает по локоть в мазуте, а зоотехник, находясь по колено в навозе, хотя этого давно уже нет.

«В информационном поле о работе села вообще ничего сегодня нет, — вторит ему председатель Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ростовской области Александр Родин. — По ТВ показывают только кадры, как в советской жизни, когда комбайны едут по колосящемуся полю, — другой картины села в массовом сознании нет».

По его мнению, пора менять отношение к самой профессии работника сельского хозяйства.

Однако на одном энтузиазме и любви к земле не поднимешь сельское хозяйство.

Как говорит председатель Союза крестьянских формирований Алтайского края Александр Балаков, для людей в деревне очень важна существующая инфраструктура, комфорт проживания. Ведь если сёла будут благоустроены не хуже условий в городе, в них поедут с желанием. Необходимы и социальные условия. Например, в ростовском колхозе имени Шаумяна развернуты программы по привлечению молодежи: обеспечены бесплатными путевками на отдых, а при рождении ребенка выдают пособие. Есть в хозяйстве свои детсады, а в спортивные секции можно ходить бесплатно. Кроме того, колхоз выплачивает ежемесячные стипендии школьникам-отличникам и студентам, которые учатся по целевым направлениям. В Крыму платят по 250 тысяч молодым специалистам, которые идут работать на сельхозпредприятие.

————————————-