1. Экономическая война
  2. Утилизация мусора
Гатчина, / ИА Красная Весна

Эксперты назвали дефекты в терсхеме обращения с отходами в Ленобласти

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Вывоз мусора
Вывоз мусора

Отсутствие подробной информации по обращению с основными по объему видами отходов (промышленными, строительными, отходами лесного и сельского хозяйств) назвали главным дефектом новой территориальной схемы по обращению с отходами в Ленинградской области эксперты, сообщает 22 декабря РБК.

Еще одним недостатком терсхемы является отсутствие внятных, по мнению экспертов, технико-экономические расчетов, а также обоснований как динамики образования отходов, так и способов обращения с ними. Эксперты считают, что ближайшие год или два по утвержденной схеме можно будет работать, но в дальнейшем указанные дефекты вынудят представителей власти переписать терсхему заново.

Новая территориальная схема по обращению с отходами в Ленинградской области была утверждена 17 декабря 2021 года. Она предусматривает увеличение доли направляемых на обработку отходов к 2023 году до 75% с нынешних 59,5%. К 2024 году планируется увеличить эту долю до 80%. Запланировано также достижение показателя по утилизации в размере 19% к 2023 году, а к 2024 году — до 25% от общей массы ТКО.

В 2022–2024 годах предусмотрено строительство и реконструкция шести объектов обращения с отходами. Это три проекта, реализуемые областным регоператором «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (УК ООЛО), и три проекта, которые будет реализовывать регоператор Санкт-Петербурга «Невский экологический оператор» (НЭО).

К проектам, реализуемым УК ООЛО, относится перерабатывающий комплекс мощностью до 300 тыс. тонн отходов в год с полигоном в промышленной зоне «Фосфорит» Кингисеппского района, комплекс переработки отходов «Рахья» с такой же мощностью во Всеволожском районе и завод по переработке пластиковых отходов с линией выпуска готовой продукции (скамейки, корзины, контейнеры) мощностью 40 тыс. тонн. НЭО намерен построить три мусороперерабатывающих комплекса мощностью 600 тыс. тонн в год каждый в карьерах «Дубровка» (Всеволожский район), «Островский» (Выборгский район) и «Брандовка» (Ломоносовский район).

Председатель Экологического совета при губернаторе Ленобласти, председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук назвал главным дефектом территориальной схемы регламентацию обращения только с твердыми коммунальными отходами. По разным оценкам, этот вид отходов составляет от 5% до 9% объема всех отходов, образующихся на территории Ленобласти. Как указано в документе, при общем количестве образованных в 2020 году отходов производства и потребления в 717,8 тыс. тонн ТКО составляют только 7,68 млн тонн.

При этом, по словам Шевчука, терсхема предназначена для реализации мусорной реформы, которая регламентирует обращение только твердых коммунальных отходов, и чиновники собираются регламентировать все остальные отходы (строительные, промышленные, отходы лесного хозяйства, сельского хозяйства и другие) в иных документах, которые пока не разработаны.

Как отметил Шевчук, по сравнению с предыдущей территориальной схемой нынешняя выгодно отличается тем, что в ней есть сведения о выводимых из эксплуатации полигонах, о планируемых объектах сортировки и переработки отходов, а также относительно полная информация об образователях отходов. При этом в терсхеме отсутствует полный набор необходимых целевых показателей по обращению с ТКО.

Так, нет показателей по каждому году, по разным видам отходов и других необходимых специалистам данных. Шевчук подчеркнул, что не проделаны адекватные технико-экономические расчеты, не приведены обоснования динамики образования отходов и способов обращения с ними, хотя этого требует постановление правительства России № 1130 от 22 сентября 2018 года.

Эксперт утверждает, что без таких расчетов инвестиционные и рабочие планы составлены «на глазок», чреваты ошибками, а значит, вскоре потребуется заново переписывать документ. Кроме того, по словам Шевчука, для составления полноценной терсхемы необходимо сначала принять Концепцию обращения с отходами, которая описывала бы стратегию региона в этой сфере. Он указал, что терсхема и дорожная карта по конкретным мероприятиям должны составляться на основе этой Концепции.

«Без всего этого не удастся достичь 50-процентной утилизации отходов к 2030 году, предусмотренной нацпроектом „Экология“ путем реализации современных инвестиционных проектов, предполагающих глубокую переработку отходов, причем не только ТКО», — заявил Шевчук. Как добавил эксперт, в правительстве Ленинградской области признают, что через какое-то время придется переделывать терсхему, и закон это позволяет.

«А на один-два года эта терсхема вполне годится — по ней работать можно. Экстраполяция данных предыдущих лет на последующие год-два не сильно искажает картину», — сказал эксперт.

Напомним, ранее власти Ленинградской области сообщали, что до 2024 года планируется закрыть восемь полигонов по захоронению ТКО. Закрытию подлежат полигоны «ЭКО-Плант», «Лель-ЭКО», «Профспецтранс», ЗАО «Промотходы» («Северная Самарка»), «Новый Свет — ЭКО», ООО «Полигон ТБО», ООО «Благоустройство», «Авто-Беркут».

Напомним также, местные жители в районах, где НЭО планирует возвести новые перерабатывающие мусорные комплексы, выступают против реализации данных проектов.