Власти Казахстана не видят в действиях националистов антирусской тенденции
Случаи национализма по отношению к русскоязычному населению Казахстана не являются тенденцией, заявил первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Даурен Абаев 12 августа в передаче «Открытый диалог 2.0».
Комментируя скандал, разразившийся в медиапространстве вокруг деятельности так называемых «языковых патрулей», Абаев отметил, что подобные случаи давления на русскоязычных людей в республике являются проявлением «пещерного национализма». Однако представитель администрации президента подчеркнул, что подобные проявления нетерпимости «происходят во всем мире, и это не говорит о том, что подобные вещи поощряются государством или являются тенденцией».
Чиновник назвал подобные прецеденты недопустимыми и отметил, что правоохранительная система Казахстана даст правовую оценку действиям националистов.
Он отметил, что полиция займется этими случаями не потому, что действиями граждан Казахстана возмутили российских депутатов, а потому, что в Казахстане «в принципе подобные вещи жестко пресекаются».
«Разве можно по неадекватным поступкам двух-трех человек судить о положении дел в стране с 19-миллионным населением? Думаю, что нет», — подчеркнул представитель администрации главы Казахстана.
По мнению Абаева, разговоры об ущемлении русского языка в Казахстане являются эмоциональными. При этом фактическая ситуация выглядит совсем иначе. «На эмоциях о положении русского языка в Казахстане можно наговорить многое, но факты — упрямая вещь», заявил чиновник.
Он отметил, что русским языком в Казахстане владеет практически 90% граждан, а доля школьников, обучающихся на русском языке, составляет 30%. При этом доля русских в структуре населения сейчас около 20%, отметил замглавы администрации. «Разве это не говорит о востребованности языка?», — задал вопрос ведущему чиновник.
Напомним, в Казахстане происходит ежегодное сокращение числа русскоязычных школ. Министр образования объяснил сокращение числа русскоязычных школ тем, что граждане Казахстана чаще выбирают казахский язык обучения.
Отметим, власти Казахстана неоднократно заявляли о необходимости мягкого смещения акцентов в сторону большего использования казахского языка, в том числе и в образовании.
В феврале 2018 года первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что деятельность парламента страны и кабинета министров должна осуществляться на казахском языке. «Деятельность парламента и правительства должна осуществляться на государственном языке. В то же время нельзя ущемлять права граждан в этом вопросе. Необходимо предусматривать для них возможности синхронного перевода», — отметил тогда Назарбаев.
В 2016 году Назарбаев заострил внимание на том, что во время обращения граждан страны в госорганы часть чиновников отказывалась отвечать на русском языке и говорила только на казахском.
Напомним, по данным бюро национальной статистики в 2020 году из Казахстана эмигрировало более 29 тысяч человек. Из них 86% эмигрировало в Российскую Федерацию.
Как бы не приукрашивали ситуацию власти Казахстана и не сводили растущий национализм и ксенофобию к единичным случаям, это лишь следствие целенаправленной политики руководства страны.
С начала 90-х годов Казахстан последовательно проводит политику антисоветизма. За время независимости республики в стране были переименованы тысячи населенных пунктов и топонимических объектов. В последние годы политика смены советских и русских названий географических объектов и объектов топонимики набирает все большие обороты.
Параллельно с политикой десоветизации власти Казахстана предпринимают шаги по реабилитации уже не только внутренних врагов советской власти, но и пособников нацистов. Глава созданной президентом страны комиссии по полной реабилитации политических заключенных ранее заявил, что власти страны рассматривают возможность реабилитации пособников нацистов из Туркестанского легиона.
Третьей тенденцией, продолжающейся в Казахстане, является политика выдавливания русского языка из общественной сферы и документооборота, а также выдавливание русскоязычных школ. В нулевых годах в республике даже намеревались полностью перевести государственный документооборот на казахский язык.
Примечательно, что выдавливание русского языка и русских школ уже нельзя назвать борьбой с советским наследием. Это уже является целенаправленной антирусской политикой.