Ученые сумели отличить каменные наконечники стрел от каменных лезвий ножей
Какие из каменных орудий, найденных в пещерах Северного Кавказа, служили наконечниками для стрел, а какие — лезвиями ножей, узнала с помощью анализа микроповреждений на их поверхности группа российских ученых, 29 марта сообщает портал «Научная Россия» со ссылкой на пресс-службу Российского научного фонда.
Результаты исследования ученых из Автономной некоммерческой организации «Лаборатория доистории» (Санкт-Петербург), Ростовского областного краеведческого музея (Ростов-на-Дону) и Лаборатории экспериментально-трасологических исследований Института истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург) были представлены в статье «Трасеологическое изучение каменных точек эпипалеолита Северного Кавказа», опубликованной в журнале Quartar.
Конец эпохи палеолита ознаменовался значительным улучшением каменных орудий. Древние охотники Северного Кавказа в это время стали активно использовать сложное составное оружие: луки со стрелами и дротики, в которых каменными были только наконечники.
Такие орудия охоты помогли древним людям увеличить количество добычи, в том числе и потому, что теперь они могли охотиться дальше от стоянки, поскольку им требовалось меньше каменного сырья.
Руководитель одного из проектов, главный научный сотрудник АНО «Лаборатория доистории», доктор исторических наук Любовь Голованова прокомментировала:
«Составные орудия позволили стать мобильнее: такая конструкция требовала меньшего количества сырья, и люди меньше зависели от его источников, а поломанные части таких изделий можно было легко заменить. Кроме того, лук и дротики позволили древним охотникам увеличить дальнобойность и, как следствие, объем добычи. Это помогало прокормить большее количество людей и приводило к увеличению популяции».
Ученые предполагали, что найденные при раскопках каменные острия длиной 3–5 см и шириной от 2 до 9 мм (микролиты) вставлялись древними людьми в деревянную, реже костяную основу.
Однако деревянные части составного оружия не сохранились, поэтому считать, что микролиты были наконечниками или боковыми вставками метательного оружия, можно было только гипотетически.
Чтобы установить, как использовали древние жители Северного Кавказа те или иные микролиты, группа исследователей применила трасологический анализ. Они изучали микроскопические повреждения на остриях и лезвиях, по которым можно было судить, с каким материалом контактировало орудие, каково по силе было воздействие и какие действия выполнялись — резание, скобление, прокалывание или другие.
Всего ими были исследованы с помощью микроскопа 73 микролита разных форм, найденных в Мезмайской пещере в Краснодарском крае и навесах Сосруко и Псытуаже в Кабардино-Балкарии.
Ученые разделили острия по их строению на несколько типов. Анализ микроповреждений на их поверхности показал, что большинство образцов различных форм, в том числе симметричные и с боковой выемкой, как и предполагалось ранее, были наконечниками для стрел. Об этом ученым рассказали характерные сломы на их кончиках, оставшиеся после сильных фронтальных ударов.
А вот граветты — узкие лезвия с притупленными краями — применялись и как наконечники, и как шило для прокалывания шкур при изготовлении одежды и предметов быта, а также как ножи для мяса.
Кончики каменных ножей, в отличие от наконечников стрел или дротиков, не имели повреждений и микротрещин. Ножи обычно были частично отполированными, а на остриях лезвий имеются микроскопические сколы. Каменные шилья, в отличие от ножей, имеют сглаженные кончики и боковые выступы, что является следствием частого прокалывания шкур.
В навесах Сосруко и Псытуаже были обнаружены три образца, использованные некоторое время в качестве наконечников дротиков, а потом — как ножи для мяса и как шилья.
Все исследованные микролиты вставлялись преимущественно в деревянные рукояти, не сохранившиеся до наших дней. Об этом рассказали оставшиеся на многих образцах следы крепления.
Но вот в Мезмайской пещере и навесе Сосруко были обнаружены костяные острия, в прорезанные пазы которых закреплялись с помощью клеящих веществ каменные вставки, а также костяной нож с остатками каменных деталей.
Данные, полученные российскими археологами, соответствуют результатам аналогичных исследований в Европе и на Ближнем Востоке. Это может быть объяснено или миграциями древних охотников-собирателей, или же существовавшими уже в ту эпоху активными контактами между популяциями. Эти гипотезы имеют подтверждения в археологических свидетельствах.