Реакция Запада на Послание Путина: Россия приняла вызов!

Изображение: Viktor Vasnetsov
Богатыри
Богатыри

Первая реакция Запада на Послание Владимира Путина Федеральному собранию определялась впечатлением, которое оказало представление новейших разработок оборонной промышленности, позволяющих России обеспечить неуязвимость. Об этом свидетельствуют публикации в первые дни после представления Послания, передает 6 марта корреспондент ИА Красная Весна.

Тема новой гонки вооружений стала осевой в первой реакции западных средств массовой информации и аналитических центров на речь российского президента. Однако за заявлениями о том, что Россия «бряцает оружием», «играет мускулами», «провоцирует ядерную гонку вооружений», «прикрывает слабость сильными словами» явственно просматривалось сдерживаемое беспокойство и неопределенность в том, насколько жестким должен быть ответ на сказанное Владимиром Путиным и объявленную им модернизацию страны.

1 марта, то есть в день, когда российский президент зачитал свое Послание, американский Атлантический Совет откликнулся словами Эвелин Фаркас: «Это бряцание оружием — предвыборное бахвальство. Это опасно и вряд ли успокаивает соседей России или США. Опасность здесь заключается в восприятии или в действительной реальности того что российский порог для применения ядерного оружия уменьшился». Ее коллеги были более откровенны: «Заявления Путина про неуязвимую ракету, мягко говоря, пугают… Возможности российских ракет не известны. Детали скудны… но сама идея вызывает тревогу».

Американские парламентарии обвинили Путина в разжигании холодной войны, написала американская газета The Weekly Standard, а телеканал CNN отметил, что риторика Путина позволит американскому президенту запросить у Конгресса увеличение оборонного бюджета.

Журнал American Interest, традиционно отзывающийся о России в уничижительном духе, сохранил свою стилистику: «Лидеры Кремля продолжают рассматривать себя как игроков в соревновании великих держав — в соревновании с США и Европой. И они затаили злобу: они считают, что международная система обходится с ними несправедливо».

Наиболее сдержанно отозвалась британская пресса. Колумнист газеты The Independent Мэри Джевски предупредила о нежелательности необдуманных оценок. «Есть те, кто считает блефом хвастовство о новом уникальном российском военном потенциале, — написала она. — Будут также те, кто интерпретирует его речь как начало опасного нового этапа в соперничестве между США и Россией. Но, по крайней мере для меня, это не так. Это было скорее призывом США снова начать говорить на основе взаимного уважения».

Тема возвращения России в ранг великой державы стала еще одним фокусом внимания западной прессы. При этом, если американские источники были склонны говорить о сильной риторике Путина при слабых возможностях, то в европейских странах и на Ближнем Востоке к этому отнеслись более серьезно. Так, например, датская газета опубликовала комментарий спикера Датской народной партии по вопросам обороны Марие Краруп, которая заявила, что «они (Россия — прим. ИА Красная Весна) — больше не полумертвый пьяница. Они хотят быть великой державой и показать, что у них есть право давать сдачи. Раньше это было не так, а теперь именно так». Наращивание российских вооружений Краруп назвала естественной реакцией на имеющуюся угрозу.

Турецкая газета Hürriet предложила мнение профессора стамбульского университета Надира Девлета, который выразил обеспокоенность позицией России и даже сделал далеко идущее заявление, которое при определенных условиях можно было бы трактовать как провокационное. «Мы… должны заставить Россию прекратить ее наступление на Запад и уйти в оборону, — заявил Девлет. — Для этого мы должны перестать бояться нечаянно „спровоцировать“ Кремль».

На следующий день, 2 марта, тревожность США по поводу предъявления оборонной мощи России поддержал и Брукингский институт. При этом он признал, что и без нового оружия Россия представляет достаточную силу. «У российских военных есть и будет в обозримом будущем возможность уничтожить США в качестве функционирующего государства и с новым оружием, и без него, — говорилось в сообщении Брукингского института. — Подобно тому, как и у США есть возможность уничтожить Россию. Вот почему мы надеемся, что ядерное сдерживание будет продолжать работать».

Примечательно, что осторожная оценка военных аналитиков резко отличалась от того, что продолжили транслировать на американское общество федеральные СМИ. Так, агентство Bloomberg 2 марта в риторике американского мачо заявило: «Путин и его генералы отлично понимают, что они не смогут одержать победу в неядерной войне против США. Разумеется, российскую армию будет не так легко победить, как горстку российских наемников, разгромленных в феврале в Дейр-эз-Зоре, но эта битва все равно не будет равной: США обладают ценным опытом, высококлассной военной техникой и численным превосходством». При этом агентство прямо стало нагнетать напряженность, заявив, что в нынешней ситуации послание Путина будет с готовностью воспринято как красная тряпка для быка. «Америка захочет сохранить за собой позицию силы, и поэтому она скорее пустится в новую гонку вооружений, чем сядет за стол переговоров, чтобы обсудить новый режим контроля над вооружениями и соглашение о разделе сфер влияния», — говорилось в сообщении.

Еще более примечательно, как на фоне нервно-бравурных американских заявлений прозвучал спокойный голос из Великобритании. Лондонская The Times не без легкой иронии заметила: «Список новых ядерных ракет президента Путина был его способом бросить вызов США. Что бы ни делали американцы, он может лучше».

3 марта американская The Washington Post сделала акцент на том, что речь российского президента — не более чем политический ход для укрепления своей легитимности перед выборами.

А 4 марта в дискуссию вступил журнал The National Interеst, который высказался без обиняков в статье под заголовком «Большое наращивание военной мощи: почему Америка так шокирована?» Журнал сослался на очень авторитетный источник — американский Центр стратегических и международных исследований, который сейчас занимает первую строчку в рейтинге оборонных аналитических центров мира.

В этом центре 1 марта выступал заместитель министра обороны Джон Руд, однако его выступление издание обнародовало лишь три дня спустя. Джон Руд заявил, что к заявлениям президента Путина надо отнестись с большим вниманием.

Замминистра обороны предостерег американское общество от ненужных эмоций и сказал, что позиция России не должна вызывать удивления на Западе. Нервную реакцию американских «интеллигентов, занимающихся внешней политикой», Руд объяснил элементарным незнанием российских реалий и рекомендовал им почаще читать российские СМИ для формирования реального представления о России.

Руд подчеркнул, что для американских компетентных специалистов речь Путина не стала сюрпризом. Он признал, что отношения между двумя странами ухудшаются и что речь Путина это подтверждает. Заметив, что некоторые представители американского руководства искали пути ослабления напряженности, Руд не стал скрывать от аудитории реальное положение дел. «Я считаю, что, как сказано в нашей национальной стратегии безопасности и национальной оборонной стратегии, мы снова вступили в эру конкуренции между великими державами, — сказал он. — Россия определенно приняла этот подход. Тот ряд возможностей, о котором открыто говорил Президент Путин, адресуя свои слова Соединенным Штатам Америки и нашим союзникам, заслуживает самого серьезного внимания».

Напомним, 1 марта 2018 года Владимир Путин представил Послание Федеральному собранию, в котором предъявил миру готовность России отвечать на любые угрозы, подкрепил свои слова представлением последних образцов военной техники, а также обосновал необходимость рывкового развития отечественной промышленности как основного условия ответа на новые вызовы.