Екатеринбург: предложено реанимировать проект развития Приполярного Урала
Комплексный проект развития Приполярного Урала был представлен на форуме «Локомотивы роста: индустрии будущего», проходившем в Екатеринбурге 22 февраля, сообщает портал «ugra-news.ru».
Проект, представленный исполняющим обязанности генерального директора Фонда развития Югры Романом Генкелем, предусматривает создание объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, а также предприятий по переработке твердых полезных ископаемых на территории Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа.
«Потенциал территории огромен с точки зрения развития имеющихся предприятий, создания новых обрабатывающих производств и диверсификации экономики автономного округа. Анализ показал, что имеются предпосылки создания в Березовском районе территории опережающего развития, специализирующейся на производстве продукции переработки полезных ископаемых и производстве строительных материалов», — приводит портал слова Генкеля.
По данным издания, проект, кроме несколькоих производств для освоения минерально-сырьевых ресурсов, предусматривает строительство автодорог Саранпауль-Игрим, Саранпауль-Приполярный, а также ТЭЦ на буром угле, что в целом даст более 4 тысяч новых рабочих мест. Инвестиционная емкость развития Приполярного Урала оценена проектировщиками в сумму 120 млрд рублей, а бюджетная эффективность за 49 лет, по их мнению, превысит 120 млрд рублей.
Напомним, что проект «Урал промышленный — Урал Полярный» начал свою жизнь в 2006 году. Целью проекта было обеспечение экономической доступности и целесообразности вовлечения минерально-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала в уральское промышленное производство путем создания транспортного коридора по восточному склону Уральских гор. Осуществление проекта было инициировано президентом Российской Федерации В. В. Путиным на совещании по вопросам развития Уральского федерального округа 16 мая 2005 года. В 2012 году ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал Полярный» было переименовано в ОАО «Корпорация развития».
Кварцевые месторождения Приполярного Урала существуют еще с 40-ых годов прошлого века. В 80-ые годы, когда стала доступна технология искуственного выращивания кварца, необходимость большинства из них отпала. После развала Советского Союза добыча и вовсе была остановлена. Однако, в конце 90ых годов правительством ХМАО в целях диверсификации экономики было решено заняться разведкой запасов твердых полезных ископаемых, расположенных в восточной части Приполярного Урала.
После исследования проб кварца, в 2000 году, старые советские месторождения начали промышленно осваиваться предприятием «Полярный кварц», специально созданным для этого правительством ХМАО. В то же время в Ханты-Мансийске была построена фабрика, предназначенная для огранки бриллиантов, которые также планировалось добывать на Приполярном Урале. Вскоре, однако выяснилось, что алмазов в горах нет, а месторождение кварца в районе села Саранпауль не имеет ни должных промышленных запасов ни кварца необходимого качества.
Но, несмотря на это, за государственный счет были построены заводы в пос. Усть-Пуйва и г. Нягань, предназначенные для обработки кварца. А на группе месторождений Хальмер-Ю с 2007 года «работает» предприятие по переработке золотоносной руды. Сегодня все они, вместе с грузовым причалом в Саранпауле, предназначенным для перевозки десятков тонн добытых полезных искомпаемых, фактически заброшены. Такова судьба не менее чем 3,5 млрд рублей, вложенных только в проект по добыче кварца.
Вместе с тем, с учетом того, что в постсоветское время практически не ведется геологоразведочных работ, не приходится сомневаться, что обещанная нам «инвестиционная емкость Приполярного Урала» останется только на бумаге.