Оilprice: Катар ходит по дипломатическому канату между Китаем и США
Катар ведет осторожную экономическую политику, находясь между двумя центрами силы — США и Китаем, пишет финансист Саймон Уоткинс 4 января для аналитического ресурса по энергетике Oilprice.
Расположенный между Саудовской Аравией и Ираном, Катар должен быть очень осторожен, чтобы не становиться слишком открыто на сторону США и их союзников (включая до недавнего времени Саудовскую Аравию), с одной стороны, или Китая и его союзников (включая Иран), с другой.
Последняя сделка Катара с Японией свидетельствует об этом шатком положении. Сама сделка, заключенная незадолго до Рождества, представляет собой новое пятилетнее соглашение между Qatar Energy и японской Cosmo Energy Holdings о том, что третий по величине нефтеперерабатывающий завод Японии продолжит свою работу на двух нефтяных месторождениях Катара.
Недавно Катар подписал с Германией 15-летний контрат на экспорт СПГ. Американская ConocoPhilips участвует в качестве одной из своих дочерних компаний, которая будет закупать СПГ у Катара, который затем будет поставляться в Brunsbuettel, который в настоящее время все еще находится в стадии разработки.
При этом большинство последних сделок по сжижению природного газа, заключены с Китаем. Последней такой сделкой стало соглашение стоимостью более 60 миллиардов долларов США между QatarEnergy и Китайской нефтегазовой и химической корпорацией (Sinopec) на поставку 4 миллионов тонн СПГ в год в течение не менее 27 лет, начиная с 2026 года. Это самый продолжительный контракт на поставку СПГ в Китай и один из крупнейших по объему.
Эта сделка последовала за чередой аналогичных сделок в последние месяцы, которые всерьез начались в марте 2021 года с 10-летним соглашением о купле-продаже между Sinopec и Qatar Petroleum на 2 миллиона тонн СПГ в год.
В декабре 2021 года состоялась еще одна сделка между Китаем и Катаром на поставку 1 млн тонн СПГ в год, начиная с 2024 года и заканчивая 2034 годом, хотя он может быть продлен.
Новые поставки СПГ для Германии будут осуществляться из катарского проекта North Field East (NFE), и США заинтересованы в этом через ConocoPhillips. В частности, американская компания владеет 3,125% долей в ключевом газовом проекте NFE в Катаре и 6,25% долей в проекте North Field South, которые планируется запустить в 2026 и 2027 годах соответственно. NFE является первым и более крупным двухэтапным планом расширения Северного месторождения, который включает в себя шесть линий СПГ, которые позволят увеличить мощности Катара по сжижению до 126 миллионов тонн в год к 2027 году с 77 миллионов.
США по-прежнему имеют свою огромную авиабазу Аль-Удейд в Катаре, функционирующую как передовой оперативный штаб своего Центрального командования (CentComm).
Теперь, когда Саудовская Аравия несколько испортила отношения с США, Вашингтон может проводить более свободную политику в отношении Катара. Поэтому может случиться так, что в 2023 году будет больше газовых сделок, заключенных при посредничестве США для Европы, и Катар проявит большую гибкость в отношении таких договоренностей, чем ранее в этом году, когда аль-Кааби заявил: “Катар не будет перенаправлять газ, который уже заключен по контракту с азиатскими покупателями, в Европу этой зимой».