Намибийцев обязали доказывать свои возможности по добыче полезных ископаемых

Изображение: (cc0) xusenru, pixabay
Карьерный экскаватор
Карьерный экскаватор

Намибийцев, подавших заявки на получение исключительных лицензий на разведку полезных ископаемых (EPL), обязали в срок до 24 февраля предоставить доказательства, что они располагают финансовыми и техническими средствами для проведения разведки, 20 февраля сообщает газета The Namibian.

Министерство горнорудной промышленности и энергетики Намибии выпустило 15 февраля Уведомление о лицензии:

«Пожалуйста, предоставьте подтверждение наличия финансовых ресурсов для получения исключительной лицензии на разведку не позднее 24 февраля», — говорится в сообщении, отправленном заявителям.

Это требование относится ко всем заявителям на EPL в 2022 году, чьи лицензии должны быть выданы в 2023 году.

Министр горнодобывающей промышленности Том Алвендо еще в 2018 году заявил, что этот шаг необходим для привлечения большего числа инвесторов и развития горнодобывающего сектора, который вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие Намибии.

Тогда президент горной палаты Зебра Касете приветствовал такой шаг, заявив, что льготные условия разведки для намибийцев непрактичны и носят регрессивный характер.

«Разведка сопряжена с высоким риском, без какой-либо гарантии обнаружения месторождения. Следовательно, это долг с высоким риском», — сказал он, считая, что такие льготы лишь приводят намибийские компании к непомерным долгам.

Решение министерства о предоставление гарантий от заявителей на получение EPL отменяет правило, введенное бывшим министром шахт Эркки Нгимтины, когда он смягчил закон о недрах, чтобы позволить большему числу намибийцев участвовать в разведке полезных ископаемых.

Согласно Закону о недрах от 1992 года, для получения EPL необходимо продемонстрировать финансовые и технические возможности. Но Нгимтина смягчил это положение, когда правительство осознало, что закон, применяемый напрямую, приносит пользу только иностранным компаниям, поскольку намибийцы не могут удовлетворить эти требования.

Благодаря его политике у намибийцев было до трех лет, чтобы найти партнеров для ведения разведки. По прошествии трех лет лицензии EPL, по которым не велась разведка, не продлялись.

Для геологоразведочных проектов требуются миллионы, прежде чем они смогут перейти в фазу добычи полезных ископаемых. Однако политика Нгимтины привела к тому, что многие спекулянты приобрели EPL, оттеснив тех, у кого были средства для реальной добычи. Инвесторы, которые хотят приобрести лицензии у намибийцев, платят за них огромные деньги.

Кроме того, преференциальный режим при присуждении EPL предоставлялся компаниям по разведке и добыче полезных ископаемых, управленческие команды которых включали не менее 20% ранее находившихся в неблагоприятном положении намибийцев, а также тем, в которых не менее 5% акций принадлежали намибийцам.

Однако Алвендо отменил это последнее требование, когда возглавил министерство. Это дало возможность иностранным инвесторам напрямую подавать заявки на получение EPL и получать их в 100-процентную собственность.

В 2022 году Алвендо начал настаивать на применении закона о недрах в его первоначальном виде.

Источники издания в министерстве говорят, что управленческая команда не согласна с этим шагом, считая, что он повлияет на компании, которые уже начали геологоразведочные работы.