Финансовый эксперт оценил перспективы Узбекистана в ветровой энергетике

Изображение: Андрей © ИА Красная Весна
Ветрогенератор.
Ветрогенератор.

Создание в Узбекистане ветровых электростанций приведет к удорожанию электроэнергии, но использование «зеленой» энергетики улучшит имидж республики, заявил эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович 25 января в комментарии изданию Sputnik Узбекистан.

Эксперт прокомментировал сообщение о планах энергетической компании из Саудовской Аравии ACWA Power построить в Узбекистане две ветровые электростанции (ВЭС). Известно, что проект общей стоимостью 2,5 миллиарда долларов будет реализовываться на условиях государственного и частного партнерства.

Для того, чтобы заниматься развитием ветровой энергетики необходимо наличие двух условий, пояснил эксперт. Это выгодно государствам, у которых есть морское побережье, где ветрогенераторы можно устанавливать, чтобы они не занимали место на суше и не мешали людям инфразвуком, возникающим при работе ветряков.

Вторым условием являются финансовые возможности государства. Ветряки стоит возводить только странам, которые могут себе позволить выработку дорогой электроэнергии. К таким государствам относятся, например, Дания и Германия.

«Для менее состоятельных государств вопрос развития ветровой энергетики уже не такой однозначный», — считает Митрахович.

По его мнению, еще долгое время основой электроэнергетики республики будет использование газа. Но желание властей Узбекистана использовать ветряки сможет улучшить имидж республики.

Эксперт описал, как строится государственно-частное партнерство в области возобновляемой энергии на примере других стран. Частным инвесторам необходимо окупить свои расходы и поэтому они компенсируются за счет госбюджета.

«Например, в Украине так: иностранным инвесторам, которые занимаются возобновляемой энергетикой, власти гарантируют высокие выплаты. Их электроэнергия продается по высокой стоимости, и государство обязано им ее компенсировать, если, к примеру, не находится конкретный покупатель», — пояснил Митрахович.

Кроме того, в упомянутые энергетические проекты могут вкладываться частные инвесторы внутри страны, которые готовы либо пожертвовать своими капиталовложениями, либо подождать компенсации из госбюджета, отметил эксперт. Еще одним способом компенсации инвестиций является перекладывание расходов на конечных потребителей.

«Может быть, часть расходов будет переложена на потребителей, для некоторых произойдет рост стоимости электроэнергии», — предположил Митрахович.

Отметим, что сейчас в Узбекистане нет ветрогенераторов. Потребности республики в электричестве удовлетворяются за счет работы 48 электростанций, которые вырабатывают 12,4 ГВт электроэнергии. Из этого объема 10,6 ГВт энергии вырабатывают десять тепловых электростанций. Остальной объем получается за счет ГЭС и автономных тепловых электростанций промышленных предприятий. Кроме того Узбекистан периодически закупает электроэнергию у соседних государств.