Режиссер Селин о памятнике Юрию Хою в Воронеже: «Хой — это символ 90-х»

Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
Юрий Хой
Юрий Хой
Юрий Хой

Памятник Юрию Хою в Воронеже должен быть памятником воронежским 90-м, так как Хой — это символ времени 90-х годов, сказал режиссер фильма об этом исполнителе Павел Селин, 11 июля сообщают «Вести Воронеж».

В Воронеже снова идет обсуждение установки в городе памятника скандальному исполнителю 90-х годов Юрию Хою, который умер в этом городе от передозировки наркотиков в возрасте 35 лет. С инициативой установки монумента выступил депутат городской думы Воронежа и член партии «Справедливая Россия — патриоты — за правду» Артем Рымарь.

Режиссер и автор сценария документального фильма об артисте «Хой с тобой» Павел Селин, обсуждая возможную установку памятника в Воронеже, подчеркнул, что фигура артиста и тема установки ему монумента является «болезненной темой для Воронежа».

По его оценке, власти города колеблются в вопросе о том, стоит ли устанавливать памятник скандальному артисту. Провокативность песен Хоя, содержащуюся в них ненормативную лексику, глумление над отношениями мужчины и женщины, над русскими сказками, а также пропаганду наркотиков и алкоголя режиссер объясняет тем, что «это панк».

Он назвал искусство артиста протестом против советского пути развития общества. «Юра Хой — это искусство протеста против бывшего советского общества, которое тогда уходило в 90-е. К этому нужно относиться как к искусству протеста», — сказал режиссер.

Также деятель киноискусства считает, что Юрия Хоя и его творчество нельзя обсуждать только как артиста, а необходимо говорить о нём, как о символе такого периода в истории нашей страны, как девяностые годы.

«Хой уже не просто Юра Клинских. Это символ времени, 90-х, наших воронежских 90-х, лихих, смертельно опасных, счастливых, отвратительных, прекрасных», — считает Селин.

«Вот таким памятник и должен быть, он должен быть памятником воронежским 90-м», — заключил режиссер фильма «Хой с тобой».

Напомним, в прошлый раз возможность установки данного памятника привела к скандалу в городе. Против установки выступили коллектив Педагогического университета города, интеллигенция и горожане, которых волнует воздействие примера артиста на молодое поколение. «За» выступают те, кто мало знаком с творчеством артиста, фанаты его творчества со всей страны, которые проголосовали за установку памятника в соцсети «ВКонтакте», люди, для которых его творчество связано с ностальгией по ушедшей молодости или детству.

Инициировала обсуждение необходимости установки памятника член городской комиссии по культурному наследию — заместитель руководителя Воронежского областного отделения ВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» Ольга Рудева. В пользу памятника высказался мэр города Вадим Кстенин.

Комментарий редакции

Утверждение режиссера о том, что Юрий Хой (Клинских) не просто исполнитель, а «символ девяностых», кажется верным. Вот только тогда получается, что спор об установке ему памятника — это спор об отношении к этому периоду истории нашей страны. Ведь не секрет, что для кого-то девяностые «святые», а для кого-то (и их большинство) темные и кровавые времена, которые последовали за разрушением мощной державы. Так, в соцопросе в 2020 году около двух третей граждан России — 62% — негативно отозвались о 1990-х годах.

Важный вопрос в дискуссии о памятнике Юрию Хою в Воронеже — это цели его установки. Чего этим хотят добиться власти? Стоит ответить на вопрос: какое общество нам нужно сегодня, во время спецоперации на Украине? К тому же, сейчас в стране сильны настроения собирания державы. Девяностые же в сознании людей плотно связаны с ее развалом, расчленением и хаосом.

Той эпохе необходимы были исполнители определенного типа, поэтому при Борисе Ельцине Юрий Хой выступал даже на Красной площади. Но сейчас у страны другие цели и задачи, другая эпоха, другие лидеры, поэтому необходимы иные символы эпохи — соответствующие этим задачам.

Если власти Воронежа продолжат возвеличивание творчества этого исполнителя, то у граждан может сложиться впечатление, что кто-то жаждет повторения того хаоса и разрушения, который царил в девяностые. И что таким образом происходит подготовка населения к дальнейшему разрушению — через возвращение символов того времени.

Стоит отметить, что даже сама постановка вопроса о памятнике Хою уже вносит хаос в и без того хрупкое общество, так как раскалывает его. Уж очень неоднозначны жизненный путь и творчество у Юрия Хоя, воспевающего пьянство, наркоманию, распущенность, хамство. Этот автор и исполнитель не может быть примером для подражания сегодня, если мы действительно хотим выстоять, победить и возродить великую страну.