Правозащитники раскритиковали смертный приговор вьетнамскому магнату Лан
Заявление в защиту вьетнамского магната недвижимости Труонг Ми Лан, приговоренной судом Хошимина к смертной казни за участие в коррупционном скандале на сумму в $12,5 млрд, возмутившему общественность и приведшему к судебному преследованию 84 человек, опубликовали международные правозащитные группы. Об этом 15 апреля сообщает UCA News.
Труонг Ми Лан, председатель Van Thinh Phat Holdings Group, в рамках данного уголовного дела была единственной обвиняемой, приговоренной к смертной казни, и единственной, кто настаивал на своей невиновности, обвиняя в случившемся своих подчиненных.
Заместитель директора азиатского подразделения Human Rights Watch Фил Робертсон отметил, что Вьетнам обычно не афиширует смертные приговоры, но, вероятно, является второй по количеству вынесенных смертных приговоров страной в Азии после Китая, где ежегодно казнят сотни людей.
«Это жестокое и необычное наказание, возмутительное и неприемлемое, и Вьетнам должен заменить этот приговор пожизненным заключением или тем, что прокуроры сочтут уместным, но, конечно, не приговорить к смертной казни», — призвал Робертсон.
Смертные приговоры за финансовые преступления, приводимые в исполнение с помощью смертельной инъекции, во Вьетнаме редки и обычно к такой мере наказания приговариваются за убийства и терроризм.
Amnesty International также заявляет, что частота применения смертной казни во Вьетнаме является одним из самых высоких в мире.
Вьетнам начал свою кампанию «Пылающая печь» более четырех лет назад, чтобы противостоять растущему общественному недовольству по поводу серии банковских и финансовых скандалов.
Лан была приговорена к дополнительным 40 годам тюремного заключения после того, как суд установил, что она накопила состояние, эквивалентное 3% валового внутреннего продукта (ВВП) Вьетнама.
Однако некоторые аналитики утверждают, что репрессии в рамках программа «Пылающей печи» также использовались генеральным секретарем Коммунистической партии Нгуеном Фу Чонгом для зачистки своих политических врагов.
В марте президент Вьетнама Во Ван Туонг был вынужден уйти в отставку на фоне досадного скандала и попыток руководства страны открыть двери для внешней торговли и дипломатии.
Карл Тайер, почетный профессор Австралийского университета Нового Южного Уэльса, сказал, что крупнейшее в истории Вьетнама дело о хищениях также подняло вопросы об ответственности среди высокопоставленных членов Коммунистической партии и Государственного банка Вьетнама.
«Вьетнам преподносит смертный приговор миллиардеру как победу чистого управления. Это не так», — указал Тайер, добавив: «Похоже, что в ходе нынешнего судебного разбирательства в получении взяток были обвинены только мелкие сошки… Возможно, это тот случай, когда проспавшие волка собаки лгут».
Суд также установил, что 68-летняя Лан использовала доверенных лиц, чтобы получить незаконный контроль над Акционерным коммерческим банком Сайгона, который затем использовался для предоставления кредитов на приобретение ею недвижимости.
«Нет никаких оснований для казни Лан», — сказал один аналитик, отказавшийся назвать свое имя, поскольку он живет во Вьетнаме.
«Здесь нет места смертной казни, но тем более преступлениям, не связанным с насилием. Преступления Лан серьёзны, но не являются основанием для её казни», уверен он.
Робертсон сказал, что, несмотря на обещания Вьетнама, не было проведено никаких реформ или отказа от смертной казни, и международному сообществу необходимо сделать больше, оказывая давление на Вьетнам, чтобы тот в итоге отказался от смертной казни.
«Что шокирует в данном случае, так это то, что этот человек является одним из самых известных бизнесменов в сфере недвижимости в стране», — подчеркнул он. «Она дружила с элитой. Она была тем, кто ежедневно появлялся в новостях».